Алёна Бытотова
Работа по самообразованию «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: приказом
Педагогическим Советом заведующего
Протокол №1 от «31» августа 2017г.
От «31» августа 2017г. №73
___Ю. В. Шмидт
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога – психолога Бытотовой Алёны Николаевны
Тема: «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста»
Публикация «Работа по самообразованию „Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2017-2018 учебный год
1. Аналитический раздел
Актуальность проблемы состоит в том, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психо-логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Психологи разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрес-сивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Цель самообразования : снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
2. Совершенствовать психолого–педагогическое мастерство по вопросу снижения уровня агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения.
4. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу на понижение уровня агрессивного поведения детей.
6. Отработать механизм совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении психического здоровья воспитанников, взаимодействие с педагогами и родителями на основе сотрудничества.
Перспективы самообразовательной деятельности :
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции.
Предположение результата, после проведенной работы : снижение уровня агрессивного поведения дошкольников.
Структура агрессивных проявлений.
Как и любое психическое явление, агрессия имеет свою структуру, отражающую ее сущностные характеристики. Структуру агрессивных проявлений можно представить следующим образом, опираясь на исследования психологов И. К. Заградовой, А. К. Осинкого, Н. Д. Левитова.
По направленности:
Агрессия, направленная вовне.
Аутоагрессия- агрессия, направленная на себя; проявляется в самообвинении, в самоунижении, нанесении телесных повреждений, вплоть до самоубийства.
По цели:
Инструментальная агрессия является средством достижения какой - либо цели.
Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
По методу выражения:
Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта.
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, так и через содержание вербальных реакций (угроза).
По степени выраженности:
Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.
Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядочнностью (проявляется в топании ногами).
По наличию инициативы:
Инициативная агрессия - непосредственно исходит по собственному желанию.
Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.
Также необходимо отметить, что каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Однако, если агрессивность приобретает неконстуктивный характер, необходима целенаправленная работа по профилактике и преодолению данного негативного факта. Вся коррекционная и профилактическая работа выстраивается с учетом источников и особенностей агрессивных проявлений.
Методы и приемы предотвращения и снятия агрессии.
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И. В. Дубровиной, А. Д. Кошелевой, Н. Л. Кряжевой и др., можно выделить следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Игровая терапия - метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Игра является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.
Можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор - они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Отдельный методом можно выделить релаксацию - физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов.
Проективное рисование - эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать.
2. Практический раздел
Основные этапы и направления работы по самообразованию
№ Этапы Планируемые мероприятия/работы по самообразованию Сроки
1 Подготовительный этап
1. Анализ затруднений, постановка проблемы.
2. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта (на протяжении всего периода, по мере его поступления).
3. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников детского сада. Сентябрь -октябрь
2 Диагностический этап 1. Выявление уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада, спомощью подобранных диагностик. Ноябрь 2017
3 Практический этап 1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы. Декабрь - апрель
4 Обобщающий этап 1. Подведение итогов работы.
2. Использование опыта проведенной работы самим педагогом-психологом, в процессе дальнейшей работы.
3. Распространение своего опыта по данной теме. Май 2018
Список литературы:
1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии, 2011
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. ,2008
3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника – М. ,2010
4. Лютова Е. К., Моника Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. _Спб., 2011
5. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии, 2011
6. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. – М., 2010