Хошафян Вартитер
Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Публикация «Проект „Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой работы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.
Цель проекта – создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
2. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
3. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
4. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
5. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, потребность в восприятии музыки.
6. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
7. Развитие познавательных и творческих способностей.
Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:
1. «Музыкальные шедевры» - приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
2. «Веселые нотки» - обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, развитие исполнительского мастерства в ансамбле и в оркестре, обучение выразительному исполнению музыки, способности к инструментальной импровизации.
3. «Соловушка» - развитие вокальных данных у детей, обучение пению.
Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач :
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
• Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Формы:
• Музыкальное занятие
• Развлечения
• Вечера досуга
• Самостоятельная игровая деятельность
Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так я знаю, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знаю и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбираю задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей, педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.
Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу. Она ведется в двух направлениях:
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровне;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не сводится к простому разучиванию и репетициям.
Работая с одаренными детьми я всегда оставляю место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала.
Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс.
Заключение
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
В результате реализации данного проекта ожидаем результаты :
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т. д.) организованных в детском саду, на муниципальном уровне.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.
Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в местной газете «Заря», областной газете «Большой Ростов», передаче Дон-ТР
Для оценки эффективности реализации проекта необходимо на протяжении межаттестационного периода вести мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном уровне, мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников, готовые результаты реализации проекта, педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон.
2. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, ксилофоны, бубны, духовые, шумовые.
3. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.
5. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, DVD – проигрыватель.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Картотека игр.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка стихов о музыке.
6. Рисунки.