Анна Хренкова
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к. сердцу ребёнку.» В. А. Сухомлинский.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Публикация «Проект „Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Дети стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
Но несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами). Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей. Они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома.
А. С. Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать. Очень важно помочь ребёнку наладить хорошие отношения с другими, научить его правилу - относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей.
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС :
Младший дошкольный возраст
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
- Самостоятельная деятельность детей.
3. Инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
- Вечера вопросов и ответов;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Клубы по интересам;
- Родительские конференции;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
- Совместное создание мини-музеев.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий :
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Описание проекта :
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта : Педагогический
Продолжительность: 8 месяцев
Участники:Педагог, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. Предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
План по реализации проекта
Задача
Содержание работы
Ожидаемый результат
Месяц
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. Подбор литературы,
иллюстраций.
Игры и упражнения по теме.
«Опиши друга»,
«Что изменилось?» «Сиамские близнецы.» «Давай поговорим.»
Развитие коммуникативных навыков в общении со сверстниками. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми. Ноябрь
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Подбор литературы,
иллюстраций.
Игры и упражнения по теме.
Дидактические игры:
«Что такое хорошо, что такое плохо?»,
«Мешок добрых дел»,
«Помогаем маме»,
«Добрые и вежливые слова»,
«Цветок добрых дел»,
«Помоги Незнайке»,
«Сделай комплимент»,
«Благородные поступки»
Развить умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Развить организованности, дисциплинированности, коллективизма, уважения к старшим, обогащения словаря детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Декабрь
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Беседы.
Иллюстрация.
Подбор и чтение литературы.
Игры по теме: «Сотворение чуда»
«Войди в круг — выйди из круга»
«Встреча эмоций» Дети должны усвоить знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо», научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации. Январь
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Беседы.
Иллюстрация.
Подбор и чтение литературы.
Игры по теме:
«Тропинка»
«Небоскреб»
«На мостике»
Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Желание и стремление совместных игр. Положительное отношение к др др. Февраль
Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование,
игры «О ком? О чем?»,
«Склад-несклад» Развить устную речь детей.
Развить желание разговаривать. Стремление детей выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства. Март
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Подбор литературы,
иллюстраций, сбор
информации.
Разработка
дидактических игр.
Поход в Центральный музеи ВОВ.
Газета «Достопримечательности Москвы», Показ фильмов, слайдов. Занятие «Символика России»
Праздник «День Победы» Сближение членов семей, построение доверительных взаимоотношений с детьми. Развитие чувства патриотизма,гордости за свою страну,привитие культурных ценностей. Октябрь,
Февраль,
Май.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Подбор литературы,
Иллюстраций.
Проведение бесед. «Общие правила поведения»,
«Правила поведения при общении с животными» Показ слайдов. Разработка дидактических игр «Умный пешеход»
«Что делать если за вами следят»
Образцы положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы.
Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях; Учить детей регулировать свои поведенческие реакции; Научить детей выходить из сложных, проблемных ситуац ий не навредив своему здоровью и здоровью окружающих; Развить у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения. Апрель
Заключение:
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует
социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся
более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и
уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по
отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и
сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать
решения и следовать их выполнению.
Теоретический материал
«Опиши друга».
Упражнение проводится в парах. В течение двух-трех минут дети
рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по
очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание
сравнивается с оригиналом, и делается вывод о том, насколько
ребенок был точен.
Отмечаются самые внимательные дети.
«Что изменилось?»
Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из
комнаты. В это время производятся два-три изменения в одежде, прическе,
местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что
изменилось.
Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков,
умения согласовывать свои действия,развитие графических навыков.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги,
восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко
друг кдругу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую —
другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок.
Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут
оговориться между собой, что они будут рисовать. Времяна рисование —
5-6 минут.
Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза,
тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять,
Чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних
помех.
Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участников
комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения
лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их
ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно,
что им мешало, а что помогало.
«Давай поговорим» (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст : любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает
игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. (волшебником, вол-ком,
маленьким).
Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и
завязывается беседа. В конце можно спросить,
кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя на
стаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в
игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию
необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать
в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с
ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель:Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.
Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость,
здоровье, как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот,
плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача:
Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только
после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Демонстрационный материал:Отрывки их художественных
произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека,
детей, группы.
Ход игры: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему
и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят
пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают
на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети
мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с
Сережей? Дети отвечают.
«Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Возраст : 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши,
веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в
руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его:
«Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает:
«Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или
предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей
детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств
другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства
другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании
дошкольников.
«Войди в круг — выйди из круга» (автор — К. Фопель)
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве,
совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно
прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг
друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается
пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если
водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а
пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию,
помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок
получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной
ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой,
наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка
представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та,
которая неприятна. Ведущий (родитель, педагог) изображает «хорошую»,
ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и
так меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при
«встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. – и
обсудить, как можно помирить эмоции.
«Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней
«Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых
равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку
идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и
выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз.
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга.
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все
игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает
команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности
действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата,
согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна
как конфликтным детям, так и замкнутым.
«Небоскреб» (автор — К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст : 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика
(можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо
построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за
ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы
небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается
сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически
измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего
наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае
возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно
попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как
можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и
командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от
падения, а группу — от развала.
«О ком? О чем?»
Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-
следственные связи, обозначенные в тексте. Воспитатель читает
небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
1. О каком объекте идет речь?
2. Какими признаками наделен объект?
3. Какие действия он совершал?
4. Какой вывод сделал автор?
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса
воспитателя.
«Склад-несклад»
Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает
слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала –
глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение : игра без водящего. Один ребенок называет слово,
другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.
«На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Возраст : 5-6 лет.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через
пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска
шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на
встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется.
Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся
в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок
(потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка
идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе
движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика —
аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
«Правила поведения при общении с животными»
Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства.
Но, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны,
весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что
следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их,
опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное — заботиться и
ухаживать за ними
Литература
1. ФГОС ДО Последнее издание (Интернет ресурсы)
2. Эльконин, Д. Б. Психология игры [текст] 2-е изд. Д. Б. Эльконин – М. : Владос, 1999.
3. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина)
4. Сухомлинский В. А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982
5. Макаренко А. С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения
С. Невская – М. : ИТРК, 2003.
6. Буре Р. С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка : Спецкурс. / Под ред. О. Л. Зверевой. – М. : Айрис-Пресс,2004
7. Буре. Р. С. Дошкольник и труд : Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
8. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ:планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007
9. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о Москве. – М. : Ижица, 2004.
10. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. (Интернет ресерсы)
11. Островская Е. Н. Главные правила поведения для воспитанных детей. М. : АСТ, 2007.
12. Г. А. Широкова Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. (Интернет ресурсы)