Перова Светлана
Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное учреждение.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчание весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Публикация «Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Одной из актуальных проблем в настоящее время является развитие духовно-нравственного воспитания, а именно просвещения детей старшего дошкольного возраста, в условия дошкольного образовательного учреждения.
В наше время российское общество особо остро переживает кризис просвещения духовно-нравственных идеалов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности детей дошкольного возраста. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому дети не имеют особого представления о милосердии, доброжелательности.
Острота данной проблемы выявлена в исследованиях А. И Антонова, В. Д Шадрикова, В. М Медкова, В. А Гурьева, В. А. Беляева, Т. П. Грибоедова, Т. И. Петракова и др. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное просвещение в дошкольном учреждении является важной частью воспитания ребенка. До настоящего времени возможности построения процесса просвещения духовно-нравственных основ-личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно.
Наличие в составе человека сверхматериальной, духовной силы обязывает включать в образовательные циклы предметы, которые освещают ее и просвещают человека знаниями о ней. В настоящее время это возможно только в рамках духовно-нравственного просвещения. Этот предмет на сегодняшний день является единственным, который раскрывает природу, особенности и закономерности духовного мира. Воспитать детей без духовно-нравственной основы неполноценного, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле.
Так С. Я Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека [1, c.143].
Духовно-нравственное просвещение - это раскрытие смысла и содержания христианского понимания человека, особенностей его материальной, социальной и духовной природы, его предназначения и цели его жизненного.
По мнению Л. Ф. Островской, в духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания и просвещения духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т. д. [2, c.72].
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного просвещения и воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка старшего дошкольного возраста понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением [3, c.15].
Основа подлинного уважения к людям у малышей - любовь и искреннее уважение ко всем. И только дети, выросшие в духе такого отношения, будут уважать и своих родителей - это азбука воспитания.
Направления работы по духовно-нравственному воспитанию детей:
«Познай себя»
• подводить детей к осмыслению себя;
• учить управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, сопоставлять личные черты характера;
• воспитывать в детях доброжелательность и сочувствие;
• развивать оценочную сферу уличности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств.
«Познай других»
• знакомить с понятиями: любовь, добро, дружба, друзья, уважение и др. ;
• развивать коммуникативные умения и навыки (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать);
• развивать умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками;
• формировать умения настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других;
• развивать социальную активность.
Формы организации детей:
-Беседы духовно-нравственного содержания; ситуативные разговоры
-Экскурсии и целевые прогулки
-Чтение художественной литературы
-Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)
-Выставки детского творчества
-Праздники и развлечения
-Трудовая деятельность
-Художественное творчество
Таким образом, раскрытие проблемы духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условия ДОУ и организационная структура позволит создать систему, которая поможет в становлении и развитии духовных качеств у детей, к которым относятся:
-создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него;
-обращать внимание дошкольников нате стороны действительности;
- которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости, поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;
-заботиться о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым.
Список использованной литературы:
[/i][/b]
1. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. М. ,2009. - 200с.
2. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.
3. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.
4. Леонтьев А. Н. Психология дошкольного детства. - М. : Наука. - 2001. - 398с.
5. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.
6. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.