Васильева Марина
Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста
Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А., Э. Фромм, Маслоу А., Басс А. и др, в своих исследованиях выясняли закономерность проявления агрессии от таких характеристик, как самооценка, личностная тревожность и других социальных факторов.
Далее мы рассмотрим некоторые из исследований.
Публикация «Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Подход Бандуры А. к проблемам агрессивности заключается в том, что агрессия возникает путем наблюдения за образцом. Ребенок склонен к тому, что если те люди, которые его воспитывают (воспитатели, родители, тренера и т. д.) рядом с ребенком проявляют агрессию, то и он в свою очередь начнет проявлять агрессию. Однако если данная модель агрессивного поведения будет наказана, то с большой вероятностью уменьшит её проявление у ребенка. По мнению А. Бандуры агрессивность – это продукт обучения, которая может развиваться, поддерживаться или уменьшаться если наблюдаются сцены агрессии и видны последствия для агрессора.
Что касается эмоций, у автора свое мнение на этот счет, так например гнев не является непременным условием агрессии, а лишь сигнал о том, что человек находится в стадии эмоционального возбуждения. И такие негативные стимулы как жара, чрезмерный шум и т. п. влияют на силу агрессивных действий, но при условии что само действие пойдет по путям агрессии.
Главная мысль и позиция Бандуры А. заключается в том, что поведение зависит исключительно от того, какие последствия оно принесёт человеку. Последствия как таковые зависят не только от подкреплений от других людей, но и от самоподкрепления (внутренних обязательств и стандартов подчинения). Так например при одинаковых обстоятельствах человек не выбирает агрессию а другое действие (подчинение, оступление и т. д., ссылаясь на свой прежний опыт.
Трудность коррекции агрессивных действий заключается в том, что человек оправдывает свое поведение множеством факторов, которое в свою очередь, частично может снять с себя груз вины.
В работе Коваль А. Н., Малыгиной А. Н. анализируется влияние биологических и социальных факторов на проявление агрессивного поведения у детей с 4 до 7 лет. По результатам диагностики выявлен уровень проявления тенденций к агрессии у дошкольников. По их мнению, агрессивность детей дошкольного возраста зависит от физических факторов: то есть ребенок от природы получил тот тип темперамента, при котором трудно сдерживать эмоции и агрессия проявляется сама собой. Или же отпечаток, может накладывать так называемые кризисы, которые отмечаются у детей дошкольного возраста. И второй фактор – это социальный фактор (например копирование поведение взрослых или же смотрит сцены агрессивного характера по телевизору).
Также эти авторы опираются на пример, приведенный в результатах эксперимента Бандуры А. «Кукла Боба». Мы можем сделать вывод о том, насколько сильно влияет на проявление детской агрессии социальная среда, в которой они находятся. В нем было продемонстрировано беспричинное проявление агрессии взрослого к кукле, за которым сразу все повторили дети. Нужно критически относиться к тому, что смотрят и читают дети.
Для выявления уровня у детей агрессивности был применен метод проективного рисунка («несуществующее животное»). Так же для понимания причин агрессии использовались и беседы с педагогами и родителями. По результатам исследований было выявлено, что дети в этом возрасте не могут осуществлять должного контроля над своей агрессией, и снижают показатель агрессии посредством социального фактора (пример взрослого, беседа и пр.).
В данных исследованиях основной акцент ставиться на социальные факторы и влияние кризисов детей дошкольного возраста (это кризис 5-ти лет и кризис 7-ми лет) и физические факторы, которые влияют на уровень агрессии. Очень мало исследований, которые наиболее полно раскрыли бы личностные предпосылки ребенка к агрессии ( например: самооценка, уровень тревожности, уровень эмоциональных проявлений и т. д., которые бы позволили посмотреть на проблему агрессивности в целом.