Татьяна Андреева
Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Андреева Т. А. ,
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66»
Здоровьесберегающие технологии должны быть безопасны для здоровья детей. Эта мысль первой приходит в голову, когда речь идет о внедрении в образовательный процесс дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, а последнее становится насущной необходимостью, так как, по данным системы здравоохранения, здоровье как взрослого, так и детского населения ухудшается и необходимы комплексные меры по его сохранению и укреплению.
Публикация «Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет определенную группу здоровья, характеризующую особенности развития малыша. В том, по какому пути дальше пойдет его психофизическое развитие, важнейшую роль играют не только семья и ближайшее окружение, но и образовательная среда дошкольного учреждения.
В настоящее время в связи с увеличением негативного воздействия на организм человека разнообразных природных и техногенных факторов коллективы многих образовательных учреждений находятся в поиске эффективных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и учащихся.
Необходимость организации экспериментальной работы по созданию развивающей среды для соматически ослабленных детей в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66» обусловлена результатами медико - психолого - педагогического мониторинга, который показал, что в детский сад поступает все больше детей, имеющих ЛОР – заболевания, заболевания органов зрения, увеличилось по сравнению с прошлыми годами число часто длительно болеющих детей, детей с дисгармоничным физическим развитием (избытком массы тела).
С 2014 года коллектив учреждения включился в эксперимент по созданию развивающей среды для соматически ослабленных детей, а это повлекло за собой необходимость совершенствования и обновления деятельности методической службы как координатора экспериментальной деятельности в связи с появлением новых ориентиров функционирования учреждения.
Важным и необходимым для нас стало выявление готовности педагогов к выполнению здоровьесберегающей функции в условиях инновационной деятельности. Данное исследование проводилось с использованием метода анкетирования, всем педагогам нашего учреждения было предложено заполнить:
- анкету «Психологический климат в коллективе»;
- анкету для выявления способностей педагогов к развитию;
- анкету по определению готовности к выполнению здоровьесберегающей функции специалистов по дошкольному образованию.
- карту педагогического мастерства педагога, включающую такие показатели, как мотивационно - творческая направленность личности; креативность; самооценка профессиональных способностей педагога к инновационной деятельности, индивидуальные особенности личности.
Количественный и качественный анализ полученных данных показал, что высокий уровень готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в здоровьесбережении детей дошкольного возраста отмечена у 64% педагогов, средний уровень – у 36% педагогов, что говорит о высоком потенциале и профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Следующим нашим шагом в методическом сопровождении экспериментальной деятельности стало изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования банка данных по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления. Анализ анкет показал, что многие педагоги имеют знания и практические навыки в области применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, но эти знания нуждаются в систематизации и структурировании. Кроме того, не все четко представляли себе организацию и реальные результаты своей работы в режиме инновационной деятельности.
Поэтому появилась необходимость в повышении профессиональной компетентности, расширении теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения. С этой целью в ДОУ в ходе информационно-аналитического этапа проведены следующие методические мероприятия :
- разработаны методические рекомендации для работы с часто длительно болеющими детьми раннего возраста, по организации работы с детьми с нарушением зрения, оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
- проведены педагогические советы: «О физическом здоровье детей» (октябрь 2013, «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» (январь 2014 г., педагогический совет «Инновации в работе ДОУ» (апрель 2014). В ходе педсоветов обсуждались вопросы организации работы по обеспечению физического развития и здоровья детей, пути формирования потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, направления работы по построению развивающей среды для соматически ослабленных детей.
- состоялся цикл тематических консультаций по теме эксперимента.
- проведен анализ педагогической диагностики физического развития детей на начало учебного года, определены дети, нуждающиеся в индивидуальном образовательном маршруте в связи с нарушением здоровья или дисгармоничным физическим развитием.
- в целях изучения актуального состояния физкультурно - оздоровительной работы в учреждении состоялась тематическая проверка по организации двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста, выполнению мероприятий программы «Здоровый малыш», намечены пути коррекции имеющихся недостатков.
- педагоги ознакомлены со сравнительным анализом заболеваемости в МБДОУ № 66 за три года.
- с педагогическим коллективом проведено обсуждение программы опытно-экспериментальной деятельности по организации развивающей среды для соматически ослабленных детей, разработан и реализуется поэтапный план экспериментальной деятельности.
Эффективная организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей требует установления прочных и взаимообогащающих связей с детскими образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями нашего города. Именно поэтому в рамках летней оздоровительной кампании 2014 года было налажено взаимодействие с МОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Магадана для проведения лечебно-профилактической работы с детьми. Двадцать три ребенка дошкольного возраста по назначению врача и с согласия родителей получили бесплатные оздоровительные услуги на базе МБДОУ № 66: массаж и сеанс лечебной физкультуры, что существенно повысило уровень оздоровительной работы в учреждении.
Летнее время – хорошая пора для занятий спортом. Летом 2014 года наши воспитанники успешно приняли участие в городских спортивных мероприятиях для дошкольников: городских соревнованиях «Веселые эстафеты», посвященных Дню защиты детей, городской спартакиаде дошкольников «Веселые старты», где воспитанник подготовительной группы Токарев Дима занял третье призовое место в прыжках в длину с разбега.
Мы глубоко убеждены в том, что приобщить детей к ценностям здорового образа жизни эффективнее всего можно личным примером. Наши педагоги являются активными участниками городских мероприятий оздоровительной и спортивной направленности. Так, в сентябре 2014 года семь сотрудников МБДОУ № 66 стали участниками городского Дня здоровья на стадионе «Спарта», где они смогли попробовать свои силы с выполнении норм ГТО и получили поощрительные сувениры.
Инновационная направленность деятельности по здоровьесбережению требует внедрения научно-апробированных методик и технологий, чем обусловлено взаимодействие педагогического коллектива МБДОУ № 66 с МОГАУ ДПО «ИПК ПК» города Магадана - научным руководителем экспериментальной работы в нашем учреждении является Каранова Виктория Владимировна, проректор МО ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров», кандидат психологических наук, а педагоги имеют возможность в течение года посетить комплексные, модульные курсы и проблемные семинары, где углубленно и всесторонне освещаются вопросы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях модернизации образования.
В процессе экспериментальной работы важно ставить перед коллективом реалистичные цели, поэтому ожидаемый результат здровьесберегающей деятельности педагогов нашего учреждения – это не резкое снижение заболеваемости, которого вряд ли можно достичь за короткое время, а повышение адаптивных способностей детского организма и уменьшение прироста простудных заболеваний, овладение ребенком способами прогнозирования результатов своих действий на основе ценностей здорового образа жизни и экологической культуры.
В ходе практического этапа экспериментальной деятельности мы планируем расширить диапазон используемых в работе с кадрами форм методической работы : запланирован гостевой обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с педагогами дошкольного подразделения № 54 коррекционной школы № 19 города Магадана, ряд семинаров с использованием активных методов обучения, создание педагогической копилки на сайте ДОУ.
Таким образом, в дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь педагогам овладеть новыми знаниями, оказать помощь в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.