Екатерина Лукьянова
Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт музыкального руководителя Лукьяновой Екатерины Геннадьевны. ГБДОУ № 86.
Тема:» Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности».
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В работе с детьми по разучиванию и совершенствованию музыкально-ритмических движений, используя разные методические приёмы, а также учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, надо помнить: все приёмы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
Главная задача-эмоциональный настрой у детей во время занятий.
I.Игры являются лучшим способом привить ребятам любовь к песне и танцу. Если игры просты для исполнения, они легко запоминаются вызывают желание вновь и вновь возвращаться в тесный круг друзей.
Музыкальный материал :
Игра «Давайте всё делать, как я».
Исполняется в кругу, стоя на месте, с окончанием каждой фразы повторяются движения ведущего.
1. Давайте всё делать, как я. (2 хлопка)
Давайте всё делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка все вместе, все враз (2 хлопка)
Все делают дружно у нас (2 хлопка)
2. Давайте все топнем, как я. (2 притопа)
Давайте все топнем, как я. (2 притопа)
А ну-ка все вместе, все враз (2 притопа)
Все делают дружно у нас. (2 притопа)
3. Давайте смеяться, как я: («Ха-ха»)
(Повтор текста с движением 3 раза).
4. Давайте чихнё м все:( «Апчхи!»)
Повтор текста (3 раза).
Примечание.
Игру с пением можно продолжить, добавив любой текст. Например:(»Давайте присядем», «Давайте все прыгнем», «Давайте все скажем, крикнем…» и т. д.)
II.Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом: уметь произвольно напрягать и расслаблять свои мышцы. Этому помогут игры-превращения. Например, игра-превращение «Дождик».
III.Для развития музыкального слуха можно использовать ритмодекламацию (ритмизированная речь) в качестве одной методической идеи.
Например, в произведении «Колыбельная» Г. Гладкова ритмодекламация начинается с «колыбельной» темы, которая имеет свою речевую линию- «колыбелька качается, поскрипывает, иногда подражает маминому голосу»,- поэтому рекомендуется детям говорить слова тихим, потаённым голосом. Представляется совместно и образ котов-«большие, похожие на облака, коты приходят к нам, неслышно ступают мягкими лапами и приносят сон.»Этот текст на фоне «колыбелькиной» темы следует говорить более густым голосом,» как папа». Дополнительным фоном может быть спонтанное звучание самых разнообразных инструментов, струн, шорохов, скрипов для создания атмосферы звучащей тишины и сна.
4. Как отдельно звучащую единицу изучаем паузу, которая зачастую детьми не воспринимается. Однако, при более пристальном к ней внимании оказывается, что детское образное восприятие паузы многолико и разнообразно. Можно поискать с детьми образы для паузы, придумать, где она» живёт». Например: «пауза»- это ночь, когда солнце спит, птица улетела-ветка качается-«пауза», землянику сорвали-веточка осталась-«пауза». В рисунках детей пауза постоянно «преображается»-свёрнутый зонтик, шляпка от жёлудя, конфетный фантик или сомкнутые глаза. Всевозможные игры с паузой и тишиной, которая в ней сокрыта, ведут к естественному осознанию тончайшей динамики, к тому, что тишина и пауза выступают, «как контекст для музыки, для музыкального звучания, и как элемент самой музыки, и как условие музыкального творчества, а также и как требование гигиены слуха»(Е. Назайкинский)
Например, в игре «Маленькая прачка» много пауз. Нужно найти их в тексте или в мимических картинках. Читая текст по ролям, и, отвечая на вопросы не только» словами филина», а и выражением лица.
V.Для воспитания эмоций, развития выразительности движений можно использовать элементы психогимнастики. Упражнение «Ехала деревня мимо мужика».
Можно предложить придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста.
VI.Решая задачи, включённые в музыкальный тренинг необходимо создать весёлую и непринуждённую атмосферу. Поможет в этом театральная игра, которая включает в свой тренинг общеразвивающие игры, помогающие развивать такие качества, как воображение и фантазия, готовность к творчеству, внимание и наблюдательность, ориентирование в окружающей обстановке, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Игра «Радиограмма». Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передаёт радиограмму с просьбой о помощи. Ребёнок, сидящий на первом стуле, -«радист», он передаёт по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определённый ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребёнок –«капитан» спасательного судна, точно повторяет ритм, тогда корабль спасён.
VII.Хорошо использовать в работе этюды. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится, как «учение». Нафантазировать к определённым действиям предлагаемые обстоятельства, например, задания с воображаемыми предметами: «мыть руки», «рисовать», «наматывать клубок», «стирать платок», «лепить пирожки», «вышивать», «играть на музыкальном инструменте», «укачивать куклу». Переходим к выражению своих чувств и эмоций через пластику своего тела. Поможет нам в этом ритмопластика.
VIII. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1. Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости).
2. Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).
3. Развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым решением этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
IX.Помогут также коммуникативные танцы-игры в воспитании детей, т. к. это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, соревнования (кто лучше спляшет) и т. д. Поскольку эти танцы-игры построены в в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие. Открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
X.Использование программы Т. Сауко, А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши» по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление. Развитие мелкой моторики и т. д.