Наталья Мишукова
Статья «Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности
Мишукова Наталья Алексеевна, воспитатель, МКДОУ БГО ЦРР Д/С № 11, г. Борисоглебск
В 2013 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с этим все дошкольные образовательные учреждения обязаны строить свою организованную образовательную деятельность с учетом требований этого документа и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"[1].
Публикация «Статья „Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, всестороннему развитию их психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Это является отличительной особенностью принятого стандарта от действующих ранее Федеральных государственных требований.
В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики.
Рассмотрим развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в процессе организации образовательной деятельности.
По мнению психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) в отдельные периоды развития человека возникают наиболее благоприятные условия для становления и развития отдельных видов способностей и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Для развития математических способностей также существуют оптимальные периоды. Несомненно младший дошкольный возраст не является сензитивным периодом для развития математических способностей в силу возрастных особенностей детей. Однако в этом возрасте необходимо развивать логическое мышление (способность классифицировать, обобщать, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, знать название простейших геометрических фигур и качеств предметов.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).
Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве развитие математических способностей мы предлагаем осуществлять в игре. Рассмотрим игры, используемые нами в процессе организации образовательной деятельности с целью формирования элементарных математических представлений и развития математических способностей детей в целом.
Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними. Так для развития классификации мы используем игры: "Цвет и форма", "Четвертый лишний", "Разложи по группам", "Фрукты-овощи", "Дикие и домашние животные", "Твердый - мягкий", "Волшебный мешочек" и др.
Мыслительная операция «обобщение» заключается в умении объединять предметы в одну группу по сходным признакам. Для развития умения обобщать мы используем следующие дидактические игры: "Как назвать предметы одним словом?", "Поможем малышу", "Угостим куклу чаем", "Составь картинку", "Волшебный мешочек" и др.
Для развития умения дошкольников ориентироваться на плоскости и в пространстве нами используются игры: "Построим дома"; "Красивый узор"; "Построй пирамидку", "Найди клад".
Формирование знаний качеств предметов осуществляется в процессе следующих игр : "Уже - шире", "Длинный - короткий", "Высокий - низкий", "Кому какая форма", "Справа как слева" и др.
Отдельно хочется выделить игры со строительным материалом, для организации которых в каждой групповой комнате предусмотрена игровая зона. Младшие дошкольники охотно. с увлечением строят гараж, ворота, дом, башни, прокладывают дорогу. Строительные игры не только способствуют формированию пространственных отношений, развитию логических операций, восприятия и мелкой моторики дошкольников (малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, но и оказывают большое влияние на формирование детского коллектива.
В процессе игровой деятельности осуществляется мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по усвоению элементарных математических представлений и развития их способностей, в том числе и математических.
Таким образом, организация игровой деятельности младших дошкольников с учетом требований примерной общеобразовательной программы дошкольного образования стимулирует развитие личности ребенка, их психических и физических качеств, в том числе математических способностей.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.