Наталья Шикалова
Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует мнение, что игра служит детям для укрепления физических и духовных сил. Для того чтобы подготовиться к жизни среди взрослых людей, необходим период тренировки, во время которого ребенок научается владеть своим телом и чувствами. В этом и заключается смысл детства.
Публикация «Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Игры детей, на первый взгляд кажущиеся пустой забавой, на самом деле имеют огромное значение для подготовки к будущей жизни. Предварительная тренировка нужна потому, что окружающая действительность жестока, полна неожиданностей. И нужна относительно безопасная область, где ребенок мог бы, не причиняя себе вреда, поупражняться. Игра и есть такая область. Кроме того, игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре ребенок не только тренируется, но и совершенствует свои действия, испытывая двойное удовольствие: от действия самого по себе и от его совершенствования.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок действуя предметами активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсив-ность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр с ними, ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Если в «самодеятельных» играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитываются такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы и т. д.
Рассмотрим, к примеру, чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре:
• эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;
• переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
• осознавать свое реальное место среди других людей;
• сделать для себя открытие: желания и стремления других не всегда совпадают с моими;
• надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами;
• свободно выражать свои чувства;
• переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство;
• делать выбор;
• говорить с самим собой, интуитивно познавать себя (дети говорят сами с собой на языке эмоций; у них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому, им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой);
• уважать себя и верить в себя.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют, уверено, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Можно выделить пять ступеней развития сюжетно-ролевой игры.
На первой дети знакомятся с действительностью, которая потом будет отображаться в игре. На второй ступеньке они вместе с взрослым играют в сюжетно-отобразительную игру. На третьей разворачивается игра-драматизация. На четвертой дети разыгрывают роли и разворачивают сюжет. Наконец, на пятой ступеньке дети играют с воображаемым партнером или игрушками, разыгрывая роли за них. Эти игры напоминают режиссерские.
Для развития воображения, а значит и для развития игры, большое значение имеют образ и речь. Дети должны знакомиться с новыми людьми, предметами, образами и др. Словом, получать разнообразные впечатления. Детские образы детальны, красочны и выразительны. Кроме образов для развития воображения важна речь. Всякое недоразвитие речи отрицательно сказывается на развитии воображения и, следовательно, игры. Ребенок в ходе игры замещает недостающий предмет или невыполненное действие словом. С помощью речи он также общается со своими партнерами по игре. В последние годы особое внимание уделяется развивающему значению сюжетно-ролевой игры.
Теперь поговорим о роли дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности.
Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания:
• формирование системы научных знаний о природе и обществе;
• развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
• воспитание познавательных интересов, любознательности;
• формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Все названные задачи успешно решаются с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.
Велика роль дидактических игр в развитии у детей умственной активности, в развитии сенсорных способностей детей, также доказана эффективность использования дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления (умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения).
Кроме того, все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
• игры с предметами, игрушками, природным материалом;
• настольно-печатные игры;
• словесные игры.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да-нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц», «Так бывает или нет» и др. В третьей группе объединены игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувство юмора: «Испорченный телефон», «Летает-не летает», «Краски», «Белого и черного не называть» и др.
Большую роль в воспитании детей играют народные подвижные игры. Традиционная народная семейная педагогика несет в себе громадный практический опыт развития ребенка. В различных играх и развлечениях, которые проводились с малышами трех-семи лет взрослыми (родителями, бабушками, дедушками и няньками) и старшими детьми (братьями и сестрами, няньками-подростками, создавались предпосылки для развития речи, общения, навыков устного счета, укреплялись память и внимание, шлифовались чистота произношения, формировалось образное и логическое мышление. В подвижных играх постепенно складывалось умение действовать в коллективе, развивались артистические способности детей, оттачивался музыкальный слух и ритм.
Идеальный образ человека, к воплощению которого стремилась народная культура, включает в себя духовную и телесную красоту; умение достойно общаться со старшими, равными и младшими членами семьи, общины; практические знания и навыки.
В детском возрасте перед подрастающим членом общества ставилась задача научиться гармонично и правильно говорить и двигаться, освоить умение складывать и к месту употреблять простейшие рифмованные присказки, пословицы, считалки. К семи годам ребенок должен был хорошо владеть устным счетом, не теряться при решении словесных головоломок, которые были своеобразной формой проверки владения детьми родным языком, их сообразительности, внимания, памяти и логики в рассуждениях.
В процессе решения задач развития детей в народной традиции сложился солидный массив детского фольклора, состоящий из нескольких разделов.
Раздел первый—игры с куклами.
• изготовление куклы;
• атрибуты игры;
• ролевые игры («Дочки-матери», «Няньки», «Игра в семью», «Игра в гости», «Игра в посиделки»);
• кукольный театр сказки (юмористические диалоги, присказки, «докучливые» сказки, прибаутки).
Раздел второй—школа традиционной игры.
• коллективные игры (зимние и летние, возрастные, игры на улице, игры для семейного торжества, «домашние» игры на каждый день, совместные игры взрослых и детей, а также сюда входят считалки с напевами). Весь годовой «круг жизни».
Раздел третий—игры ума.
• скороговорки (для развития произношения);
• считалки;
• игры со счетом и перечислением;
• сказки и игры для развития памяти и внимания (кумулятивные);
• интеллектуальные игры (пословицы, поговорки, загадки, затейливые вопросы, вопросы-шутки, головоломки, замысловатые задачи).
В заключении хочется добавить, что опыт использования достижений народной педагогической практики в современной семье, в образовательных учреждениях показывает, что активное освоение традиционной культуры поможет нашим детям лучше осознать и сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной игровой культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую предоставят ему жизненные обстоятельства.