Наталья Евсеева
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».
Публикация «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.
Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний)
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Многие современные исследователи рассматривают эмпатию, как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии : сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г. И. Метельский, Т. Х. Шингаров, Е. В. Субботский, у детей школьного возраста (Т. П. Гаврилова, В. Н. Лозоцева, Т. А. Немчин и др., у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е. Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных «эффективных изменений в развитии личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Целью создания нашего проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Г. И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.
В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
С целью изучения возможностей игровой деятельности в направлении формирования эмпатии нами был разработан проект «Ребята, давайте жить дружно!»
ПРОЕКТ
1. Название проекта :
«Ребята, давайте жить дружно» долгосрочный 2013 – 2015г. г
2. Тематическое поле:
Старшая группа - «Я, ты, он,она – вместе дружная семья!», «Поговорим о дружбе», «Ежели вы вежливы», «Со сказками дружить - дружбой дорожить», акция «Новогодняя игрушка для детей из детского дома», «Дарите людям доброту», «Учимся быть дружными и добрыми», «Царство вежливости и красоты», «Праздник доброты и вежливости», «Мои друзья»
3. Проблема :
Заключается неблагоприятном взаимодействии детей в группе, которое проявляется в: грубости в общении, не умение сопереживать другому, не умение детьми проявлять заботу и внимание к слабым и беззащитным, недостаточном развитии диалогической речи, не умении выражения детьми своего мнения.
4. Цель:
формирование у старших дошкольников способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
5. Задачи:
1. Развивать монологическую и диалогическую речь в процессе знакомства с русскими народными сказками.
2. Расширять запас знаний о русских народных сказках
3. Формировать представление у детей о доброте, как важном человеческом качестве
4. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки
5. Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей
6. Развивать умение в себе и своих возможностях
7. Развивать социальные чувства, сопереживание, взаимопомощи
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
Проект строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников.
Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего возраста :
Познавательно - речевая деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей.
Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности : декоративное рисование, рисование «Дом, в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый сказочный герой», конструирование «Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др
Игровая деятельность включает дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение хороводов и др.
7. Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Благоприятный микроклимат в группе, умение детей объединятся по игровому замыслу, как по инициативе детей, так и по предложению воспитателя. Возрастание интереса детей к совместной деятельности, общению.
- Картотека игр на развитие у детей чувства эмпатии
- Проявление у родителей интереса к вопросам о социально – нравственном развитии детей, попытки применения их в воспитании своих детей.
8. Вид проекта :
Творческий
9. Состав участников:
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители, психолог
10. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Изучение теории формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Технологии изучения уровней сформированности дружеских взаимоотношений детей.
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Дидактический игровой материал : схемы сказок, настольный варежковый, кукольный театр, сюжетные картинки и др.
Центр искусства:гуашь, кисти, салфетки, цветные карандаши и восковые мелки, бумага для рисования и др.
Центр литературы: Книги сказок оформленные разными художниками, аудио и видео сборники сказок, сюжетные картинки, и др.