Получи документы

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Наталья Евсеева
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».

Публикация «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний)

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию, как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии : сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г. И. Метельский, Т. Х. Шингаров, Е. В. Субботский, у детей школьного возраста (Т. П. Гаврилова, В. Н. Лозоцева, Т. А. Немчин и др., у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е. Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных «эффективных изменений в развитии личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Целью создания нашего проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.

Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика.

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Г. И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

С целью изучения возможностей игровой деятельности в направлении формирования эмпатии нами был разработан проект «Ребята, давайте жить дружно!»

ПРОЕКТ

1. Название проекта :

«Ребята, давайте жить дружно» долгосрочный 2013 – 2015г. г

2. Тематическое поле:

Старшая группа - «Я, ты, он,она – вместе дружная семья!», «Поговорим о дружбе», «Ежели вы вежливы», «Со сказками дружить - дружбой дорожить», акция «Новогодняя игрушка для детей из детского дома», «Дарите людям доброту», «Учимся быть дружными и добрыми», «Царство вежливости и красоты», «Праздник доброты и вежливости», «Мои друзья»

3. Проблема :

Заключается неблагоприятном взаимодействии детей в группе, которое проявляется в: грубости в общении, не умение сопереживать другому, не умение детьми проявлять заботу и внимание к слабым и беззащитным, недостаточном развитии диалогической речи, не умении выражения детьми своего мнения.

4. Цель:

формирование у старших дошкольников способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.

5. Задачи:

1. Развивать монологическую и диалогическую речь в процессе знакомства с русскими народными сказками.

2. Расширять запас знаний о русских народных сказках

3. Формировать представление у детей о доброте, как важном человеческом качестве

4. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки

5. Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей

6. Развивать умение в себе и своих возможностях

7. Развивать социальные чувства, сопереживание, взаимопомощи

6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

Проект строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников.

Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего возраста :

Познавательно - речевая деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей.

Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности : декоративное рисование, рисование «Дом, в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый сказочный герой», конструирование «Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др

Игровая деятельность включает дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение хороводов и др.

7. Описание продукта, полученного в результате проекта:

- Благоприятный микроклимат в группе, умение детей объединятся по игровому замыслу, как по инициативе детей, так и по предложению воспитателя. Возрастание интереса детей к совместной деятельности, общению.

- Картотека игр на развитие у детей чувства эмпатии

- Проявление у родителей интереса к вопросам о социально – нравственном развитии детей, попытки применения их в воспитании своих детей.

8. Вид проекта :

Творческий

9. Состав участников:

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители, психолог

10. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :

Изучение теории формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Технологии изучения уровней сформированности дружеских взаимоотношений детей.

11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Дидактический игровой материал : схемы сказок, настольный варежковый, кукольный театр, сюжетные картинки и др.

Центр искусства:гуашь, кисти, салфетки, цветные карандаши и восковые мелки, бумага для рисования и др.

Центр литературы: Книги сказок оформленные разными художниками, аудио и видео сборники сказок, сюжетные картинки, и др.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Формирование познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста через ознакомления со своим организмом Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является"Воспитание здорового ребенка".Это направление актуально на сегодняшний.

Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность Прекрасна речь, когда она как ручеек Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: О! Как же ты красива.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность. Педагогический коллектив нашего детского сада проводит работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Освоения правил.

Комплекс упражнений, направленный на формирование приема анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста Анализ программ для дошкольников позволяет утверждать, что вопреки мнению психологов, определяющих познавательную активность как качество.

Конспект по ознакомлению детей среднего возраста с окружающим миром через игровую проблемную ситуацию по теме «Транспорт» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность Тема: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» Автор опыта: Чистова Людмила Викторовна,.

Подготовка руки дошкольника к письму через игровую деятельность. Подготовка руки дошкольника к письму через игровую деятельность. Письмо – это навык, который ребенок начинает осваивать в первые дни школьной.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании,.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» Консультация для родителей на тему: «Воспитание экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 6 сентября 2015 в 17:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Евсеева (УИ 364253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД