Елена Липина
Методическое пособие для воспитателей по ознакомлению старших дошкольников с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада.
Оно может быть использовано при работе с детьми старшего дошкольного возраста, как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Используя данное пособие, воспитатель сможет познакомить детей :
-со свойствами воды с помощью опытов;
-с состояниями воды;
-с круговоротом воды в природе;
Публикация «Методическое пособие для воспитателей по ознакомлению старших дошкольников с водой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
-с использованием воды;
- с охраной воды.
Содержание:
-картинки;
-стихи и загадки о воде;
-опыты;
-физкульминутки о воде;
-памятку для дошкольников о охране воды.
При работе с данным методическим пособием может быть использована презентация «ВОДА» (электронный носитель).
Слайд № 1
Загадка (о воде)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
Слайд № 2-3 (Свойства воды)
Экспериментальная деятельность с детьми.
Опыт № 1 «Прозрачность воды».
Взять два одинаковых стаканчика. В один налить воду, а в другой – молоко. В оба стаканчика положить ложку. Посмотреть, что произошло? В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком – нет?
Объяснение: в стаканчике с водой ложкакавидна, а в стаканчике с молоком – нет. Вода не имеет собственного цвета, она прозрачная.
Опыт № 2 «Имеет ли запах вода?»
Налить в два стакана чистую воду. Предложить ребёнку понюхать и сказать чем пахнет вода? Затем добавить в один из стаканов капельку валерьянки, дать понюхать снова. Что произошло с водой? Сравнить два стакана с водой.
Объяснение: у чистой воды нет запаха. Если в воду что-то добавлять, то она начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.
Опыт № 3 «Текучесть воды».
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Взять 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Слайд № 4-5 (Состояния воды)
Загадки о состояниях воды
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Рыбам жить под ним тепло.
Крыша – толстое стекло.
Это зимнее стекло
Весной водою утекло. (Лед)
В синем небе как по речке
Плывут белые овечки.
Держат путь издалека,
Как зовут их? (Облака)
Слайд № 6 (Вода в природе)
Стихи и загадки о состояниях воды в природе.
Белым паром стелется
Не вьюга, не метелица
И не дым…. Что за обман?
Это же густой?. (Туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Мимо сосен и берез
Лесом ходит дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора! (Иней)
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку … (Лёд)
Слайд № 7 (Круговорот воды в природе)
Стихотворение о круговороте воды в природе.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше. Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Слайд № 8 (Применение воды)
Вода это – жизнь. Жизнь для кого?
Вопросы к детям.
Вода нужна всем? Для чего?
Слайд № 9-10 (Использование воды человеком)
Вопросы к детям.
Для чего нужна вода?
Зачем нужна вода?
Слайд № 11-12 (Охрана воды)
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Нас учили взрослые, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите,
Если всю планету сохранить хотите!
Памятка дошкольникам по охране воды :
БЕРЕГИТЕ ВОДУ,
БЕЗ ВОДЫ –НЕТ ЖИЗНИ
Помните, что ….
-оставленный открытым кран «выливает» в час около 500 литров воды? (50 ведер);
-чистую воду надо беречь и не тратить зря;
-открывать кран так, чтобы вода текла небольшой струйкой и не допускать, чтобы она лилась без надобности;
-не бросайте бумажки и пустые бутылки в ручьи, реки и водоемы.
Подборка тематических физкультминуток:
Физкультминутка.
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки,поднимаем вверх
перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках,руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседаем,руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием колена.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Дождь!
Дождь! Дождь! Надо намРасходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Кап-кап
Кап-кап, я — капель, (Хлопаем в ладоши.)
У меня в апреле
На весеннем тепле капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (Прыжки на месте.)
Детям на игрушки.
Кап-кап воробью, прямо по макушке.
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.