Татьяна Ланда
Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуковому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение старших дошкольников грамоте – это обучение их звуко-слоговому анализу и синтезу слов, знакомство с буквами и обучение синтаксическому анализу предложений.
Обучая ребенка звуковому анализу мы, решаем несколько задач:
1. Учим определять количество звуков в слове
2. Учим определять звуковой состав слова
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение старших дошкольников звуковому анализу слов“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
3. Учим определять последовательность звуков в слове
4. Трансформация слов
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к знакомству с различными методиками обучения детей звуковому или фонемному анализу слова хотелось бы кое-что напомнить
Мы знаем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает
Букв 33.
Звуков или фонем…. 42
1. На наших занятиях по обучению грамоте мы должны детям четко объяснить различие между звуком и буквой, так как буква в разных ситуациях может обозначать разное количество звуков. Скажите, чем звук отличается от буквы?
Вначале учим детей определять количество звуков в слове. Во вех случаях мы используем звуковые модели слов, как средство материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слов.
Вычленение количества звуков в слове по методике Эльконина и при помощи метода интонированного проговаривания
«Угадай слово»,
У каждого ребенка по схеме. На доске картинки. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.
«Самое длинное слово»
Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.
«Самое короткое слово»
Среди этих же картинок найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.
2. Звуки делятся по механизму образования на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных) В чем отличие?
Игры «Синий – красный»
Обучающий называет звук, а ребенок в ответ показывает фишку: Б-синюю, И-красную
«Найди красный домик»
Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова, а ребенок закрывает на схеме определенную клетку или клетки – гласные звуки.
Ам, му, сок, уши, ум, усы, каша, аист, пион, топор, сирень, голубь….
«Найди синий домик»
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки
Дом, мох, да, зуб, мак, ах, ух, ухо….
«Напишем правильно». Из фишек составляется слово нос, вор, оса….
«Чего не стало?» После составления слова, например, нос, ребенка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают:»Какой звук убежал?»
«Где домик?»
Дети получают по три карточки из трех клеток с синими, красными или зелеными квадратиками в начале. В середине и в конце. Дети должны показать соответствующую карточку.
3. Согласные звуки делятся : по наличию или отсутствию подъема спинки языка твердые и мягкие. Твердые - пары всех согласных, кроме Ч, Щ, Й. Они всегда мягкие.
Мягкие – пары всех согласных, кроме Ш, Ж, Ц. Они всегда твердые.
Дифференциация твердых и мягких звуков. Игра «Скажи. Кто большой. А кто маленький?», «лед и травка»
Игра «Лед и травка»
Обучающий произносит согласны звуки, дети поднимают фишку соответствующего цвета, слоги, слова тук, тюк, лук, люк, нос, нес….
«Закроем домики»
Две картинки: липа и лось и две схемы – из трех и четырех клеток. Нужно определить, какому слову соответствует схема, и закрыть ее фишками определенного цвета.
По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок – звонкие, глухие; Как научить детей определять, какой звук глухой, а какой звонкий? Две методики
Обозначения: фишки с колокольчиком и без него.
Можно использовать те же игры по дифференциации, что и в двух первых случаях.
Отбери картинки, названия которых начинаются со звонкого согласного, с глухого. «Разбери картинки на две кучки»
Особо хотелось бы остановиться на буквах Е, Е, Ю, Я. Это не звуки. Это буквы, которые в разных позициях в слове обозначают разное количество звуков.
В начале слова или после гласных звуков эти буквы обозначают 2 звука ЙО, ЙЭ, ЙА и ЦУ: ежик, ель, яблоко, юг
Во всех остальных случаях они обозначают звуки э, а, о, у, но эти буквы используются для смягчения предшествующего согласного.
4. Определение последовательности звуков в слове.
«Волшебная цепочка»
Конечный звук первого слова становится началом второго: кот-туфли- иголка-апельсин….
«Живые звуки»
«Напиши сам»
Ребенок самостоятельно составляет схему слова по картинке. Которая лежит перед ним.
5. Трансформация слов. Этот этап работы проводится, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слов. Во второй половине года.
«Что получится?», если в слове СОК С заменить на Б, затем на Т
В слове РАК Р заменить на Л, М, Т
«Поменяем начало и конец»
Строится живая схема: КОТ, затем К и Т меняются местами, дети читают ТОК
НОС – СОН, ТИК – КИТ, СОР – РОС
«Найди слово в слове»
УКОЛ – КОЛ,
ДУДОЧКИ – УДОЧКИ – ДОЧКИ – ОЧКИ
СПОРТ – ПОРТ
СМЕХ – МЕХ…
Развитие слогового анализа слов и синтаксического анализа предложений – тема наших следующих консультаций.