татаренцева евгения
Консультация для воспитателей «Личностная готовность старших дошкольников к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления педагогов о понятие и составляющих компонентах личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Старшие дошкольники на этапе перехода к систематическому обучению проходят один из наиболее сложных периодов развития. Ребенок сталкивается с необходимостью преодоления импульсивности поведения, ограничения «аффективных реакций» и подчинения действий учебному мотиву. Наблюдается двойственность мотивации деятельности – конфликт между желанием продолжать игровую деятельность и потребностью изменить свой социальный статус. Кроме того, ребенок испытывает колоссальную нагрузку на эмоциональную сферу, сталкиваясь с новыми, часто пугающими объектами и явлениями, попадая в новую ситуацию общения вне непосредственного родительского «опекающего поля». Начиная обучение в школе, ребенок проходит период адаптации к новым условиям обучения и воспитания и лишь при его успешном осуществлении возникает возможность удовлетворения актуальных потребностей и самореализации. Кроме того, оптимальная адаптация обеспечивает соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Соответственно к началу обучения в школе ребенок должен обладать достаточным уровнем развития адаптационных возможностей, быть психологически готовым к принятию новой социальной ситуации, осознавая ее через призму собственной личности, т. е. занимая субъектную позицию. Понятие «готовность к обучению в школе» включает в себя физиологическую, психологическую, социальную или личностную готовность. Вместе с тем, это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Поэтому в процессе школьного обучения ребенок выступает одновременно как существо биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Личностная готовность старших дошкольников к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
По своему содержанию готовность к школьному обучению представляет собой комплекс составляющих, которые обеспечивают ребенку возможность успешного овладения учебной деятельностью. Под влиянием развивающей педагогической и социальной среды в условиях нормативного развития формируется достаточный уровень зрелости этих психических функций.
Большинство психологов (Л. И. Божович, 1984; Л. А. Венгер, 1969; А. В. Запорожец, 1978; Н. В. Нижегородцева, 2001) в структуре психологической готовности ребенка к школьному обучению в качестве ведущих выделяют три компонента: личностный, интеллектуальный и социально-психологический.
Личностная готовность включает, прежде всего, формирование у ребенка «внутренней позиции школьника», эмоционально-волевой сферы, которая в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций, адекватная самооценка, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, определенная мотивационная направленность и способность к саморегуляциии поведения.
Многочисленные исследования показывают, что готовность личности ребенка к обучению может быть рассмотрена через категории субъектности, личностной активности и сформированности самосознания и саморегуляции.
По мнению многих ученых, в основе успешного освоения ребенком знаний, способов, норм поведения, отношений лежат личностное принятие, активное присвоение, стремление к самостоятельному поиску нового. Именно активное личностное отношение к действительности, как показали исследования, является одним из главнейших оснований успешности учебной, трудовой и любой другой деятельности
Лишь ребенок, воспринимающий себя как личность, субъект деятельности способен к успешной ее реализации и достаточно свободен в выборе средств и методов достижения результата и дальнейшего использования приобретенных знаний, умений и навыков. Какие же компоненты личности могут явиться основой формирования готовности ребенка к обучению? Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов позволяет выделить следующие составляющие.
Во-первых, у ребенка к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы адекватные представления о базовых составляющих своей физической, психической и социальной сущности. Осознание своего «Я» является решающим моментом в развитии личности.
Осознание своих индивидуальных особенностей, а особенно сильных сторон личности и наличие элементарных навыков коррекции физического и психического состояния, может стать основой гибкого учебного и социального поведения ребенка.
Во-вторых, ребенок должен на начальном этапе деятельности предполагать большую вероятность успешности реализации этой деятельности, т. е. эмпирически или осознанно предполагать способность выполнить учебное задание или иметь готовность преодолевать возникшие при его реализации трудности. Такое условие возможно при наличии достаточно высокой самооценки ребенка и наличия опыта такого рода деятельности. Лишь в этом случае рычагом управления поведением ребенка может стать не только угроза наказания или желание поощрения, а способность позитивной саморегуляции через известные и приемлемые для него поведенческие алгоритмы.
В-третьих, для успешности выполнения учебного задания у ребенка должен быть сформирован достаточный уровень саморегуляции или другими словами произвольности. Овладевая собственным поведением, ребенок приобретает способность «отсекать» внешние, не актуальные на данный момент раздражители и организовывать деятельность с учетом установленных правил, поставленных целей, предыдущих ошибок и успешных попыток. Т. е. ребенок должен иметь возможность аналитически рассмотреть ситуацию и выработать стратегию и тактику деятельности на основе ее внутреннего и внешнего оречевления.
О необходимости формирования саморегуляции в деятельности и поведении у детей дошкольного возраста, как необходимого условия подготовки их к обучению в школе указывают многие авторы. Они пишут о важнейшей задаче дошкольного образовательного учреждения – учить детей управлять своими познавательными процессами в соответствии с учебными задачами, устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основанные на совместном выполнении серьезной деятельности.
Таким образом, основой успешного обучения, активного присвоения знаний является произвольность и достаточно сформированное самосознание с условно положительной самооценкой. Совокупность именно этих составляющих позволяет ребенку осуществлять, являющееся в высшей степени произвольным, учебное поведение и быть субъектом учебной деятельности. Кроме того, субъектность учебной и социальной позиции на основе критического осознания своих личностных особенностей и способности позволяет гибко реагировать на изменяющиеся условия. Именно субъектность может явиться одним из средств профилактики школьной дезадаптации, ибо как пишет Р. Бернс «…даже у детей наиболее уравновешенных, родители которых внимательны к ребенку, но вместе с тем требовательны, могут возникнуть трудности перехода от домашней ситуации к школьной, если имеются существенные различия между атмосферой школы и семьи. Позитивный образ Я иногда оказывается недостаточным для адаптации, ибо ребенок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, в школе оказываются неприемлемыми».
Все указанные компоненты личности организуют деятельность индивидуума в её когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, приобретая особое значение на этапе перехода к новой социальной и психологической ситуации - обучению в школе.
Таким образом, достаточный уровень личностного развития является необходимым условием успешности учебной деятельности и самореализации ребенка и достижение данного уровня возможно в условиях специально организованного обучения и воспитания ребенка.