Екатерина Кулакова
Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию памяти у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечатления в механическую, нервную память, точнее сохраняются, а затем легче вспоминаются. Человек быстрее и прочнее заучит иностранные слова, если будет использовать при этом не один, а три или четыре органа нашей нервной системы. К примеру, если он будет читать, произносить вслух, слушать, и в то же время писать эти слова на доске или в тетради, то потом в случае ошибки одного органа, например, голосового, слух подскажет, что человек ошибся.
Публикация «Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию памяти у старших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Из этого, можно сделать вывод о следующем, что педагог-воспитатель, желающий что-нибудь прочно заложить в детской памяти, должен побеспокоиться о том, чтобы большинство органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в активном запоминании.
Для того чтобы ребенку хорошо запомнить материал, нужно заставить участвовать в этом запоминании как можно большее число органов чувств:
1. Зрение.
Показывая картинку или карту, повлияйте на участие не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картинки, или пишите слово белыми буквами на черной доске и т. п.
2. Призовите к участию голосовой орган.
Заставляйте ребенка произносить громко и отчетливо то, что он учит, рассказывать заученное по картинке или по карте и т. п.
3. Слух.
4. Стоит обратить внимание дошкольника на ту информацию, которую ясно и громко говорит педагог-воспитатель или повторяют другие дети. В этот момент необходимо исправлять услышанные ошибки.
5. Осязание, обоняние и вкус.
Если предметы, с которыми работает ребенок, имеют запах, необычные на ощупь и т. д.
При таком взаимодействии всех органов чувств, в пути запоминания можно победить самую ленивую память. Безусловно, такое сложное запоминание будет происходить медленно, но не стоит забывать, что первый успех памяти способствует облегчению второго, второй – третьего и т. д. Прочное и всестороннее усвоение памятью первых образов очень важно, так как, чем прочнее сохранятся в памяти ребенка эти первые образы, предлагаемые на его начальном этапе в дошкольном учреждении, тем легче и прочнее будут сохраняться последующие.
Для того чтобы осуществлялось полноценное формирование памяти детей, что является нужной составляющей психологической готовности к школьному обучению, необходимо развивать органы чувств детей, а педагог-воспитатель должен использовать в своей работе с детьми следующие методы и приемы по формированию данного психического процесса:
1) В момент объяснения детям нового материала и при повторении старого необходимо сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех явлений и предметов, о которых ведется разговор. Для этого стоит использовать рисунки, картины, образцы предметов (особенно для детей с хорошо развитой зрительной памятью).
2) К детям с плохо развитой слуховой памятью нужен индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3) Для улучшения запоминания стоит воспитывать у детей методы осмысленного запоминания и припоминания:
анализировать, выявлять в предметах наличие определенных связей, признаков, сравнивать предметы и явления между собой, обнаруживать в них сходства и различия;
осуществлять обобщения, соединять различные предметы по каким-то общим признакам;
систематизировать предметы и явления на основе обобщения;
находить смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
4) Начиная с дошкольного возраста необходимо включать игры и упражнения в каждое занятие для развития памяти у детей, усложняя и модифицируя их на протяжении всего обучения.
Отдельно хочется уделить внимание играм, так как – это основная деятельность дошкольника. Именно в игре развиваются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый должен умело руководить игрой, так как именно он воздействует на все стороны формирования личности ребенка: на чувства, сознание, поведение. В игре ребенок приобретает знания, умения, навыки, которые понадобятся для дальнейшего обучения в школе. Много игр используются для развития памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра – это взаимодействие ребенка с взрослым, с другими детьми. Все это – школа сотрудничества.
Вот несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать при игре с ребенком:
В играх по формированию памяти упор лучше всего делать на обучение планированию и последовательному выполнению установленного плана, на образование целеустремлённых и свободных форм поведения. Любознательность, воображение и речь, развитое мышление – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать, их и надо развивать в ребенке изначально. Всего этого трудно, а может быть даже и невозможного, пытаются достигнуть скучными для ребенка занятиями школьного типа. Намного лучше организовать игры-занятия, которые заинтересуют малыша, станут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными, но не утомительными. Задания необходимо направить на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, но акцент стоит также сделать на обучение плановому и последовательному выполнению намеченного, на формирование целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления старшего дошкольника главную роль начинает играть речь, поэтому среди игр, направленных детям этого возраста, должно быть много словесных. В настоящее время ведется разработка множества игр, направленных на формирование логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее будет осуществлен главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
терпение;
умение играть и верить в игру;
умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству. Вот несколько упражнений, которые помогают развивать все эти психические процессы:
Упражнение № 1 "Фигуры" (тренировка зрительной памяти).
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает счетные палочки на столе, затем показывает своему товарищу полученную фигуру (не дольше 10 сек, и накрывает ее листом бумаги. Посмотрев, второй игрок выкладывает из своих палочек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.
Упражнение № 2 (упражнение на узнавание).
Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 5-10 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных.
Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Упражнение № 3 (развитие устойчивости и переключения внимания).
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Он внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Упражнение№ 4 "Кто больше запомнит?"
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Одним из способов формирования произвольной памяти является дидактическая игра, потому что детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, улучшают воображение, наблюдательность и помогают легче перейти от программы детского сада к программе школьной, которая требует определенных навыков и умений. Дидактическая игра характеризуется сочетанием наглядности, слова воспитателя и действий самих детей (с игрушками, предметами, картинками и т. д.). Наглядность в игре представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов. Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения. Таким образом, дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры, используются для развития произвольной образной памяти и должны соответствовать следующим требованиям:
Процесс запоминания стоит начинать со специального организационного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг друга, их количества и т. д.
Процесс запоминания должен опираться на мысленные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение главных свойств объекта.
Стоит предусмотреть усложнение дидактических игр, заключающихся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, и как следствие самих показателей запоминания.
В процессе игры нужно обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
Стоит обеспечивать формирование самоконтроля, заключающегося в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.
Игра должна быть направленна на развитие произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов данного процесса
Вот несколько игр, которые можно проводить с детьми для развития внимания, зрительной памяти, абстрактного мышления:
«Подбери узор». (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения.
Оборудование: карточки и узоры к ним.
Ход игры: воспитатель показывает фигурку, а дети находят, у кого на карте есть подходящий узор, и смотрят, подходит ли фигурка по форме. На индивидуальных занятиях можно предложить ребенку самому найти из предложных фигурок нужные и расположить их на карточках.
«Загадочные картинки». (Проводится индивидуально).
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.
Оборудование: карточки с изображением 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
Ход игры: ребенку предъявляются карточки с изображением одного предмета и схематическими изображениями к ним. Ребенок анализирует схемы к предмету и находит ту, которая подходит.
«Чего не стало?» (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: Набор предметных картинок по теме.
Содержание: Средний уровень сложности. Взрослый демонстрирует и называет 5-6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
«Помоги вспомнить?».
После прочтения сказки воспитатель просит детей напомнить ему ее содержание, причем в три этапа: первый раз непосредственно после прочтения сказки, во второй – на следующий день, и в третий – через неделю.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возрастные возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порою быть скрыты за внешней схожестью объектов. И, наоборот, за внешними различиями предметов должно быть сходство. Большое место в играх занимают мотивы соревнования; дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач. Игры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.