Наталья Урокова
Консультация для воспитателей «Формирование графических способностей у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. это им интересно, потому что они любят играть.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитателю необходимо подбирать детям задания таким образом, что подавляющее большинство из них одновременно работает и на развитие мелкой моторики, и на развитие внимания.
Обучение детей фундаментальным математическим понятиям сродни обучению плаванию или езде на велосипеде. Успех достигается преимущественно практическими упражнениями. Следует доводить до автоматизма все действия детей по ориентировке на плоскости. Для этого необходима отработка каждого типа упражнений.
Формирование понятий «правая сторона» и «левая сторона» начинается с того, что дети отвечают на просьбы взрослого поднять сначала правую руку, а затем левую (или наоборот). Выполнение этого нехитрого задания продолжается из занятия в занятие до тех пор, пока все дети не будут уверенно справляться с ним. С этих упражнений начинается занятие. Целесообразно также включать их в физкультминутки. Умение ребёнка чётко опознавать свою правую руку является базовым, и воспитателю не следует жалеть времени на его отработку.
Воспитателю также необходимо объяснить детям, что такое верхний и нижний край листа. Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Никакого верхнего и нижнего края в привычных для ребёнка значений слова у неё действительно нет. Взрослые же давно усвоившие соответствующие условности, часто забывают познакомить с ними детей. Воспитателю необходимо чётко рассказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот её край, который дальше от ребёнка, будет называться верхним, а тот, который ближе - нижним. Теперь детей надо научить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учё том направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении. Начинать эту работу можно с простейшего задания: раскрасить определённым цветом те объекты, которые нарисованы движущимися вправо (вверх, и другим цветом объекты, нарисованные движущимися влево (вниз). Для нормального развития пространственного восприятия детей важно, чтобы они не только понимали слова, обозначающие пространственные отношения, но и чтобы эти слова стали частью их активного словаря. Многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации при работе со слуха. Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости необходимо вырабатывать специальною для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Однако просто рисовать линии под диктовку детям скучно. Этот вид работы становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение. В этом случае дети выполняют задания с большим интересом, внимательно следят за словами воспитателя, сами проявляют инициативу в том, чтобы проверить свою работу сразу по её окончании и исправить ошибки.
Подбирая сложность заданий, надо ориентироваться на:
1. Общее количество «шагов» - действий, которые ребёнок может выполнить под диктовку;
2. Количество наклонных линий (учитывать одновременно две координаты детям трудно);
3. Длину линий, составляющих «шаги» (детям трудно отсчитывать большое количество клеток, и это повышает риск ошибки).
Вывод: исходя из этого, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.