Нина Алексаночкина
Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей по ознакомлению детей с Москвой. Предлагаю Вашему вниманию материал «Прогулки для дошкольников по Москве», буду рада, если пригодится в работе.
ПРОГУЛКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Публикация «Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой, „Прогулки по Москве для дошкольников“ (1 часть)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Московская область, город Москва
- Прогулки. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Москва славится своими многочисленными историко – архитектурными и скульптурными памятниками. Знакомство с некоторыми из них поможет ребенку почувствовать живую связь времен, ощутить свою причастность к окружающему миру, его прошлому и будущему.
ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ
Одну из таких прогулок предлагаем совершить к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади (скульптор Иван Петрович Мартос).От Вас, родители, ребенок узнает, об этих героях и грозных событиях давних лет. Ребенка заинтересует ваш увлекательный эмоциональный рассказ об Иване Сусанине. Расскажите ребенку о том, что Минин и Пожарский возглавляли народное ополчение и выгнали польских захватчиков из Москвы и из России. Объясните ребенку символическое значение скульптурного изображения: простой гражданин Кузьма Минин призывает князя Дмитрия Пожарского подняться на борьбу и стать полководцем народного войска. А это значит, что именно народ первым поднялся против вражеских захватчиков, а не богатые бояре и князья.
Расскажите, что это был самый первый памятник, который установили по желанию и на деньги народа. (Сбор начался в 1809 г., а установлен в1818 г.) Наверно наши прадедушки и прабабушки тоже давали деньги на памятник.
В доверительном общении с вами дошкольник быстрее проникнется тем, о чем вы ему рассказываете, открытость Вашего общения поддержит интерес сына или дочери к новой для него информации. Ребенок способен тонко чувствовать вашу искренность и увлеченность тем, о чем и как вы говорите. Помните, что дошкольнику еще сложно воспринимать историческую информацию. Если вдруг он заскучал, начал хныкать, ограничьте время прогулки, прервите ее или перенесите на другое время.
ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ
Следующую прогулку совершите на Тверской бульвар, к памятнику А. С. Пушкина (скульптор Александр Михайлович Опекушин, сооружен в 1880 г.) Рассматривая памятник, скажите, что статуя сделана из бронзы и установлена на гранитном пьедестале. Сообщите ребенку, что памятник поэту поставил народ на свои деньги. Пусть ребенок узнает от вас, что народ ставит памятники только тому, кого очень любит или кому очень благодарен.
В теплое время года отдохните вместе с ребенком в сквере у фонтана, попросите его вспомнить какое ни будь стихотворение А. С. Пушкина. Не упрекайте, если ему это не удастся (лучше заранее подготовиться к прогулке и повторить или выучить стихотворение А. С. Пушкина) Прочтите ему свое любимое стихотворение или одну из сказок А. С. Пушкина. Кстати, книгу сказок поэта можно купить ребенку в подарок. Пусть у него сохранятся самые лучшие воспоминания о прогулке к памятнику поэта.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Перед тем, как совершить следующую прогулку к памятникам Москвы, расскажите ребенку, что иногда один памятник ставят очень многим людям. Например, всем тем, кто защищал Родину от иноземных захватчиков. Это могут быть не только скульптурные памятники, как на пример А. С. Пушкину, но и архитектурные сооружения.
Чтобы наглядно показать это ребенку, совершите с ним прогулку по маршруту до метро «Крапоткинская» и покажите один из архитектурных памятников – Храм Христа Спасителя.
Расскажите ребенку, что он когда – то был разрушен и вот сейчас вновь стоит на том же месте спустя много лет. Храм был построен в память о воинах, которые проливали кровь и спасали свою Родину от французских захватчиков. Полюбовавшись вместе с ребенком архитектурой храма, задержитесь для короткого отдыха на Гоголевском бульваре. Присев на скамейку в сквере, вспомните и почитайте ребенку отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Если ребенок не очень устал, покажите ему расположенный вблизи музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Расскажите ему, что в этом музее выставлены живописные картины и скульптуры, и что это самый большой музей в Москве. Его построил на свои средства профессор Иван Владимирович Цветаев – отец великой русской поэтессы Марины Цветаевой. Он хотел, чтобы все могли смотреть прекрасные картины и радоваться. Когда люди приходят смотреть картины, они вспоминают того, кто подарил им музей. А значит это не только музей, но и памятник Ивану Владимировичу Цветаеву.
Однако не гонитесь за слишком большим количеством впечатлений. Вхождение в мир искусства, истории – напряженный труд для дошкольников. Предоставляйте ребенку во время прогулки возможность подумать, помолчать и отдохнуть, а о впечатлениях можно поговорить позже.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА № 1
«ОСТАНКИНСКАЯ ТЕЛЕБАШНЯ»
В течении нескольких прогулок откройте ребенку еще одну грань Москвы – ее рост вверх.
Первую прогулку хорошо начать со смотровой площадки «Останкинской телебашни» Телевизионная башня – это самое высокое сооружение в Москве и одно из самых высоких в мире. Ее высота 540 метров. Со смотровой площадки телебашни очень удобно знакомить ребенка с Москвой. Через ощущение высоты дайте почувствовать ребенку широту и размах Москвы. Пусть он получит возможность наглядеться и порадоваться необъятности и необозримости столицы. Может быть, здесь в сознании ребенка западет то, что когда-то осознал русский поэт М. Ю. Лермонтов.
«…Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысячи; Москва не безмолвная громада камней холодных, … нет! У нее душа, своя жизнь!»
Дайте ребенку время впитать полученные от прогулки впечатления. Помогите ему выразить их в рисунках или вместе с ним сделайте аппликацию о Москве из цветной бумаги, которую сын или дочь принесут в группу детского сада и покажет своим друзьям и воспитателям.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА : № 2
«МОСКОВСКИЕ ВЫСОТЫ»
«БАШНИ КРЕМЛЯ»
Следующую прогулку можно совершить к башням Кремля. Объясните ребенку, что Москва развивалась вширь, как могучее дерево, откладывая кольцо, за кольцом, но одновременно город рос и вверх. Правда Москва долго оставалась малоэтажной, и лишь в последние 50 лет она резко «взмыла» вверх.
Гуляя с ребенком по территории Кремля, расскажите, что первыми заметными сооружениями были башни Кремля, а из них самая высокая – Троицкая (80 метров). Кремлевские башни и стены в современном виде были построены 500лет назад. Почти 100 лет понадобилось Москве, чтобы вырасти на один метр – всего.
На вершине Кремлевского холма расположена Колокольня, известная под именем «Иван Великий». Она и сейчас доминирует над центром Москвы. До 81 метра «Выросла» колокольня «Иван Великий» после ее надстройки, сделанной по приказу царя Борис Годунова. Именно вид на Москву с этого памятника архитектуры вдохновил русского поэта М. Ю. Лермонтова на создание величественного гимна городу «Панорама Москвы». И еще 100 лет прошло, прежде чем у «Ивана Великого» появится конкурент, им стала так называемая «Меньшикова башня» (церковь Гавриила, что находится в телеграфном переулке.
После этой прогулки предложите ребенку нарисовать увиденную им башню.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Семейные прогулки по Москве обогатят ребенка новыми впечатлениями и надолго сохранятся в его памяти, станут для него ценным эмоциональным и духовным опытом общения с вами. Не жалейте времени на пробуждение у ребенка чувств сопричастности и сопереживания с историей своего города.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА 3
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
В течении нескольких прогулок познакомьте ребенка с «сердцем» Москвы - Кремлем. Покажите, что можно увидеть на территории Кремля и расскажите некоторые наиболее доступные детскому пониманию сведения. Не старайтесь, чтобы ребенок все запомнил, а просто с интересом рассказывайте и спрашивайте.
ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ
В Теремном дворце жили царь и царица со своими детьми. Царский дворец находился раньше в другом окружении. Рядом с ним стояли: сытный, кормовой и хлебные дворы.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ ЗДЕСЬ ЗАНИМАЛИСЬ?
На сытном дворе заготовляли разное питье к царскому двору. Здесь варили всевозможные меды, пиво, заморские вина.
На кормовом дворе готовили различные блюда из мяса, рыбы, дичи.
А на хлебном дворе пекли хлеб, калачи, пироги, делали всякие сладости, засахаренные фрукты. Хранили здесь также и сладкий виноград, дыни, яблоки, сливу, вишню, орехи, бруснику, клюкву.
ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ ребенку, не спешите с ответом, пусть он подумает, попробует установить связь между названиями и делами двора, а вы уже дополните. Не забывайте похвалить ребенка.
Нужды царского двора обслуживали слуги ИСТОПНИЧЬЕЙ ПАЛАТЫ, следившие за чистотой, отоплением и освещением царских хором. В Кремле находились раньше конюшенный и колыманский дворы, где содержались царские лошади и стояли всевозможные повозки, сани, колымаги.
А под хоромами царицы, находилась мастерская царицына палата. Искусные мастерицы вышивали здесь тончайшими шелками, золотой и серебряной нитью царские одежды. Украшали жемчугом церковную утварь, изготовляли и хранили постельное убранство, плели затейливые кружева.
ОБЪЯСНИТЕ НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА ДЕТЯМ:
Хоромы, палаты, дворец, повозки, сани, колымага, утварь, убранство, затейливые.