Получи документы

Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»

Светлана Лопатко
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность проекта обоснована тем, что сегодня дети дошкольного возраста с нарушениями речи составляют большую группу среди детей с отклонениями в развитии анализ нарушений речи у детей данной категории описан в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и т. д. Исследование структуры разных форм нарушений речи, в зависимости от состояния сторон вербальной системы, от степени выраженности отклонения, дали возможность подойти к научно обоснованной индивидуализации специальной работы в логопедических учреждениях различного типа (Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева и т. д.). Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями речи реализует логопед.

Публикация «Методический проект „Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина утверждают, что общее недоразвитие речи - нарушение речи, при которой обнаруживается устойчивая задержка всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Итак, актуальность проекта можно обосновать необходимостью более углубленного изучения развития речи детей и создания рекомендаций по использования современных дидактических игр в работе по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

Цель проекта : изучение состояния речи детей с ОНР.

Задачи проекта :

1. Проанализироать психолого-педагогическую литературу по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

2. Изучить методики исследования состояния речи детей с речевыми нарушениями (ОНР).

3. Разработать методические рекомендации по развитию речи у детей с ОНР.

Теоретико-методологическая база проекта : учение о механизмах речевого развития у детей в онтогенезе (В. И. Бельтюков, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, Н. В. Новотворцева, О. С. Ушакова и др.); о расстройствах речи у дошкольников (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова, С. Н. Сазонова и т. д.); о применении дидактических игр в развитии речи детей (Е. А. Азова, О. О. Чернова, С. А. Васильева, Н. В. Соколова, Ю. А. Кириллова, О. А. Козлова, Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников, Л. В. Тетерина, Р. Н. Яушева).

Структура проекта

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

3. Методические рекомендации по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

Р. Е. Левина определяет ОНР (общее недоразвитие речи) как разные сложнейшие нарушения речи, при которых страдает развитие всех сторон вербальной системы, то есть фонетического компонента и лексико-грамматической стороны речи. Общее недоразвитие речи отмечается при сложнейших формах детских нарушений речи : алалии, афазии (часто, а также pинолалии, дизартрии (иногда) [22].

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова подчеркивают, что говоря про ОНР, имеют в виду нарушения речи детей с нормальным интеллектом и слухом. Необходимо отметить, что при расстройствах слуха либо интеллекта нарушение речи появляется в основном, хотя при этом ОНР уже имеет тенденцию вторичного расстройства. Поэтому необходимо отличать ОНР от других состояний как более легких, к примеру, от темповой задержки речевого развития (ЗРР, часто не относящегося к ОНР (различные исследователи описывают данный аспект по-разному, так и от более тяжелых нарушений, к примеру, олигофрении либо задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного нарушения [23].

Нарушение речи может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до невыраженных расстройств в формировании. С учетом степени недостаточной сформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

Согласно исследованиям для первого уровня речевого развития характерно отсутствие речи (так называемые «бессловесные дети»). Дети данного уровня для коммуникации используют пользуются лепетные слова, звукоподражания, отдельные имена существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, фонетическое оформление которых смазано, нечетко и очень неустойчиво. Часто собственные «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Похожее состояние речи наблюдается и у детей с нарушением интеллекта. Вместе с тем, дети с первичным вербальным нарушением имеют ряд черт, дающих возможность отличать их от детей с нарушением интеллекта. Это в частности относится к объему пассивного (слова, которые ребенок знает и осмысливает их значение) словарного запаса, который значительно превышает активный (слова, которые ребенок применяет в собственной речи).

У дошкольников с ОНР второго уровня речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) отмечаются жесты и лепетные слова, а также возникают нарушенные, достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязайубиляют. Ка путн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» – Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). [27].

С точки зрения Е. Н. Краузе, высказывания детей часто скудны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически наиболее верных, фразах, чем у дошкольников первого уровня. При этом слабая сформированность грамматического компонента речи достаточно просто выявляются при усложнении вербального материала[28].

При ОНР третьего уровня речевого развития наблюдается развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического нарушений. Дошкольники данного уровня вступают в общение с окружающими людьми, но только в присутствии родителей (воспитателей, вносящих определенные разъяснения. Свободная коммуникация детей с третьим уровнем речевого развития очень затруднено. Даже те фонемы, которые дети способны произносить верно, в их самостоятельной речи звучат нечетко. Свойственным является недостаточно дифференцированное произнесение фонем (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда одна фонема заменяет одновременно два либо несколько фонем этой звуковой группы, ш, ц.

Кроме того, на этом этапе дошкольники используют все части речи, верно применяют простые грамматические формы, стараются построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения [29].

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

При обследовании состояния речи детей с ОНР необходимо использовать методики Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.

Обследование включает в себя следующие направления:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование фонематического восприятия.

3. Обследование словаря.

4. Обследование грамматического строя речи.

Обследование проходит с использованием следующих дидактических игр:

Блок 1. Обследование звукопроизношения.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Оборудование: рисунки.

Ход обследования : ребенку предлагают повторить следующие слова

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

I Ц: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

Выявляется: возможность ребёнка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.

Дидактическая игра «Назови».

Оборудование: картинки со следующими словами - свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные, при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Выявляется: понимание инструкции; умение ребёнка правильно произносить звуки в предложениях.

Дидактическая игра «Повтори за мной».

Игра направлена на проверку сформированности умения ребёнка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки:

1. Милиционер стоит на перекрестке.

2. Золотые рыбки плавают в аквариуме.

3. Фотограф фотографирует детей.

4. Саша сушила мокрое белье на веревочке.

5. Часовщик чинит часики.

6. Птичка вывела птенцов в гнезде.

7. Мотоциклист едет на мотоцикле.

8. Повар печет блинчики на сковородке.

Ход обследования : взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:

Милиционер стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики,

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Повар печет блинчики на сковородке

Выявляется: понимание инструкции, умение ребёнка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Обследование фонематического восприятия.

Игры направлены на проверку состояния фонематического слуха.

Дидактическая игра «Эхо».

Игра направлена на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования : ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо» : логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Повторю».

направлено на проверку внимания, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Игра направлена на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».

Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

Фиксируется: слуховое внимание ребёнка; его умение правильно выделять указанные звуки хлопками.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно

Блок 3. Обследование словаря.

Дидактическая игра «Назови, что это?»

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Игра направлена на выявление уровня овладения обобщающими словами.

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

Фиксируется: умение ребёнка использовать обобщающие слова в активной речи.

Дидактическая игра «Кто как двигается?»

Игра направлена на выявление умения подбирать слова - действия к существительному.

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: Рыба. (плавает). Птица. (летает). Лошадь. (скачет). Собака. (бегает). Кошка. (крадется, бегает). Лягушка … (как двигается) - прыгает. Бабочка … (летает).

Дидактическая игра «Назови животного и его детеныша».

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Игра направлена на выявление уровня сформированности словарного запаса ребёнка.

Ход обследования : ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детеныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш

Выявляется : принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

Дидактическая игра «Объясни действия».

Ход обследования : ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Блок 4. Обследование грамматического строя речи

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: диагностика понимания и использования предлогов: между, из-за, из-под.

Оборудование: игрушки – зайка, две машинки.

Ход обследования : ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».

Дидактическая игра «Угадай, чего нет?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Оборудование: картинки со следующим изображением: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья ;стол – столы; стул – стулья.

Ход обследования : ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются следующие картинки: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья; стол – столы; стул – стулья.

Если ребенок справился с первой частью задания, ему предлагают ответить на вопросы:

У тебя ведра, а у меня нет чего?.,. (ведер).

У тебя львы, у меня нет кого?. (львов).

У тебя деревья, у меня нет чего?. (деревьев).

У тебя яблоки, у меня нет чего? (яблок).

У тебя кресла, у меня нет его?. (кресел).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Игра направлена на выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Ход обследования : ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Окно –. (окошечко); зеркало –. ; дерево –. ; ящик –. ; кольцо –. ; петля – …; ухо – …; платье –.

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребёнка образовывать имена существительные с ласкательным суффиксом.

Дидактическая игра «Подбери слово».

Ход обследования : взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам. Например, кошка - пушистая и котик у нее - лиса - рыжая и лисенок у нее - (какой?; зайчиха - серая и зайчонок у нее - (какой?; щенок - черный и мама собака у него - (какая?

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

3. Методические рекомендации по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для системной логопедической работы для детьми с ОНР.

Цель методических рекомендаций –использование современных дидактических игр в помощь в работе логопеда у детей с речевыми нарушениями.

Задачи методических рекомендаций :

1. Работа над звукопроизношением

2. Работа над фонематическим восприятием

3. Работа над развитием словаря

4. Работа над грамматическим строем речи.

Ожидаемые результаты :нормализация речи у детей с ОНР.

Структура методических рекомендаций

Первый раздел. Направление коррекционной работы.

Второй раздел. Содержание логопедической работы.

Первый раздел. Направление коррекционной работы

1. Работа над звукопроизношением

2. Работа над фонематическим восприятием

3. Работа над развитием словаря

4. Работа над грамматическим строем речи.

Содержание первого раздела

Содержание второго раздела

Игры для развития звукопроизношения

Автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук - Л. Р. Лизунова

Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Эта программа адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

- компьютерную программу «Игры для Тигры»;

- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Основные принципы, положенные в основу построения программы“Игры для Тигры” :

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

игровая форма обучения;

интерактивность;

полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;

создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Публикации по теме:

Методический состав комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ. [/b][/b] В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении .

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 14 января 2019 в 07:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лопатко (УИ 186746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД