Ольга Махалкина
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать понятие ИОМ.
Ход консультации : Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т. к. ребенок – это целостное существо.
Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:
Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников.
Педагог-психолог : проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Руководитель физического воспитания: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, медицинского работника (организация режима).
Цель психолого - педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
К задачам психолого-педагогического сопровождения можно отнести следующие:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Можно выделить следующие принципы психолого - педагогического сопровождения в образовательном учреждении: 1) непрерывность; 2) системность; 3) индивидуальный подход; 4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; 5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Следует напомнить, что к числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
• замедленным и ограниченным восприятием;
• недостатком развития моторики;
• недостатками речевого, сенсорного развития;
• недостатком развития мыслительной деятельности;
• недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активностью;
• пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
• недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
В настоящее время существуют услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность:
• группы кратковременного пребывания и полного дня,
• интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений,
• создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ.
Существует и определённый алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение:
• Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
• Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ;
• Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
• Реализация индивидуальной программы или маршрута;
• Проведение промежуточной диагностики и анализ коррекционной работы;
• Консультирование родителей.
На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.
ПМПк мы считаем наиболее важным и центральным моментом работы службы сопровождения, на который нанизываются другие виды деятельности. ПМПк имеет «+» в том, что он обладает обучающим эффектом, он позволяет педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке поведения детей.
После проведения ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на квартал, такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.
Что же такое ИОМ? Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Основные задачи маршрута сопровождения :
• развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
• осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
• проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
• подготовка к школьному обучению;
• оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Можно выделить комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:
• Возраст ребенка;
• Состояние здоровья;
• Уровень готовности к усвоению ООП;
• Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
• Профессионализм специалистов образовательного учреждения;
• Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома;
• Оснащение материально-технической базы ОУ;
• Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.
В дальнейшем проводится анализ проведённой работы по ИОМ с указанием реализованных задач, при наличии отрицательных результатов указываются причины, вносятся корректировки в содержание индивидуального образовательного маршрута.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ может проходить через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, своевременно на ранних этапах развития и комплексно оказывать помощь ребёнку с ОВЗ и его семье. Добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, создать оптимальные условия для социализации ребёнка в обществе.