Юлия Музалевская
Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха
В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом становится все больше и больше. Такая тpевожная тенденция подразумевает создание в образовательных учреждениях специальных условий, которые обеспечат формирование доступной среды для детей с нарушениями слуха, их социальзацию и интеграцию в образовательную среду. Формирование условий для получения образования детьми этой категоpии с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве главной задачи в сфере реализации права на образование детей с нарушениями слуха.
Публикация «Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значимость данной проблемы определена тем, что нарушения, связанные с недостатками слуха, ни сразу могут быть распознаны как имеющееся расстройство. Такое нарушение влияет не только на психологическое, но и на физиологическое развитие детей, поэтому очень важно диагностировать такое нарушение в первый год жизни ребенка. Именно в этот период можно откорректировать слух с помощью слухового аппарата и обеспечить ребенку полноценное развитие посредством организации ранней абилитации и компенсации.
Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями слуха должна начинаться с раннего возраста. Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют огромнейшее значение для его личностного развития. Чем раньше выявлено снижение слуха, тем наиболее эффективнее будет происходить развитие ребенка, и тем самым наименьшая угроза тяжелого нарушения речи и общения, личного развитии в целом.
Более результативной формой коррекции нарушения слуха является работа по воспитанию и обучению детей, начиная с 2-х летнего возраста. При необходимости и имеющимся медицинским показаниям должна быть осуществлена кохлеарная имплантация.
Кохлеарная имплантация – это стандартный метод лечения тяжелого двустороннего нарушения слуха и глухоты. В настоящее время данный метод лечения стал очень популярны и все больше детей прибегаю к данному методу лечения.
Дети с нарушениями слуха являются особенными, именно поэтому им просто жизненно необходимы специальные условия для обучения и воспитания, формирование условий, адекватной для полноценного развития их личности. Первоочередной задачей обучения и воспитания является развитие личности детей с нарушениями слуха через разнообразные системы их поддержки на разных управленческих уровнях и ступенях образования посредством единой системы сопровождения данной категории детей.
Основную часть времени дети с нарушениями слуха проводят в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, способностей, а кроме того овладение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определенного культурного минимума создается посредством комфортного обучения. Комфортными условиями обучения являются те условия, такой режим в образовательном учреждении, когда ребенку даются посильные физические и интеллектуальные нагрузки, когда ребенок не замыкается в себе, а наоборот старается к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. К раскрытию своих талантов и способностей.
Комфортность обучения – это своего рода микросоциум и микросреда созданная в коррекционном учреждении, в которых дети с нарушениями слуха имеют возможность раскрыть и реализовать свой природный, творческий потенциал. Исходя из возможностей, которые имеют дети с нарушениями слуха, должно определиться содержание обучения, программы, учебные планы, методическое обеспечение уроков, виды деятельности, правильное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей, необходимых и возможных для специального коррекционного учреждения.
Так же психолого-педагогическими условиями для успешного личностного развития детей с нарушениями слуха является сопровождение в специальном общеобразовательном учреждении. В результате такого сопровождения должна произойти адаптация ребенка к новым условиям обучения и воспитания.
Дети с нарушениями слуха в наибольшей степени, требуют поддержки и помощи в обучении и воспитании, чем их слышащие сверстники. Поддержка детей с нарушениями слуха – это организованная психолого-педагогическая помощь цель, которой состоит в том, чтобы повысить эффективность и качества обучения и воспитания. Поддержка представляет собой комплекс методик, мероприятий, действий, реализующих цели образования.
На протяжении многих лет в Российской Федерации дети с нарушениями слуха рассматриваются как социальная группа, которая требует особых условий организации жизнедеятельности и имеет свои отличительные социокультурные особенности. Большая часть детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в закрытых специализированных образовательных учреждениях к ним относятся детские сады, ясли и школы-интернаты.
Психолого-педагогическая служба проводит комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха для получения детьми основного общего образования и успешной интеграции в общество посредством индивидуального сопровождения данной категории детей и его семьи. Основным фактором этого сопровождения является то, что специалистами в течение всего возрастного периода отслеживается и корректируется развитие детей, имеющих нарушения слуха.
На протяжении всего периода обучения и воспитания специалисты учреждения взаимодействуют и проводят целенаправленную работу с широким кругом лиц. Создают и внедряют модели комплексного сопровождения детей с наpушениями слуха в специальном коррекционном общеобразовательном учреждении, что формирует в условиях инклюзивного обучения позитивное развитие личности, более полную реализацию способностей, позволяющая детям с нарушениями слуха в будущем быть востребованным в социальной среде, что в результате будет способствовать росту интеллектуального и духовного потенциала как у детей данной категории детей. Итогом данного сопровождения должна стать наиболее полная адаптация и социализация детей с нарушениями слуха в коллективе слышащих людей, совместное социальное взаимообучение и воспитание толерантности.
В процессе обучения и воспитания в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях осуществляется коррекционная работа по обучению детей с нарушениями слуха, их социальной реабилитации, проводится лечебно-профилактическая и оздоровительная работа. Для детей с нарушениями слуха создана эффективная система непрерывного образования, позволяющая получить равного со слышащими уровня образования. Для благополучной интеграции в общество дети с наpушениями слуха должны быть максимально подготовлены.