Екатерина Черемных
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.
Ключевые слова: одаренность, способности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Key words : talent, abilities, psychological and pedagogical support of gifted children.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Аннотация. Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе. Одаренные дети, особая категория детей, которая требует особого внимания. Очень важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании личности одаренного ребеа занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми [1].
Одаренные дети очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является так называемая диссинхрония развития, свойственная многим одаренным детям, на что особое внимание обратили французские специалисты (Ж-Ш. Террассье). Диссинхрония заключается в том, что при
опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности и потребности невостребованными. У них теряется учебная мотивация, и может развиться стойкое отвращение к школе [2].
Выявление одаренных детей—продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Одноразовая процедура тестирования не может определить уровень одаренности ребенка. Поэтому необходимо организовать работу в учреждении таким образом. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик : высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия [3].
В учреждениях, которые ориентированы на обучение одаренных детей. Особенно важно обратить внимание на соблюдение определенных правил педагогами, администрацией не допускать значительной эмоциональной и интеллектуальной, информационной перезагрузки одаренных школьников. Это категория детей является очень чувствительной к изменению социальной-психологической атмосферы в учреждении. Большое влияние на становление психики одаренного ребенка оказывает личность педагога. Перед педагогам стоит важная задача, создать условия для комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении. Педагог должен поддерживать такого ребенка во всех его позитивных начинаниях, быть ему другом и советчиком.
Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить: одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Литература
1. Лебедева, В. П. Учителю об одаренных детях : пособие для учителя/ В. П. Лебедева, В. И. Панов. - М. : Молодая гвардия, 1997.- 354с.
2. Психология одаренности : от теории к практике. - М. : Ин-т психологии РАН, 2000. - 96 с.
3. Рабочая концепция одаренности. - М. : Магистр, 1998.- 68с.
4. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в