Надежда Суздальцева
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.
Во всем мире за последние десятилетия стремительно начало расти число детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне этого особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего тем или иным тяжелым заболеванием, но и семьи, в которой он воспитывается. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень сильно изменяет семью в эмоциональном плане. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. И как результат, многие семьи страдают от психологической нагрузки, родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются совершенно беспомощными, остаются один на один со своими неразрешимыми, как они считают, проблемами, меняется психологический климат семьи, ухудшаются супружеские отношения. В семье формируются личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют их гармоничному взаимодействию с ребенком и окружающим миром. Перечислим некоторые из них:
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Неприятие личности ребенка;
• Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
• Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
• Страх ответственности;
• Вера в чудо;
• Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо и другие.
Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей – инвалидов в Новооскольском районе показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение психолого-педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Поэтому в нашем детском саду создан пункт психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее Пункт)
Основными задачами педагогов и специалистов Пункта по взаимодействию с семьей являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
2. Гармонизация детско-родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3. Обучение родителей различным методам и формам взаимодействия с детьми.
4. Формирование в сознании родителей ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
Для того, чтобы начать работу с родителями, коллектив педагогов и специалистов МБДОУ д/с №8 проводит комплексное обследование обратившихся родителей, которое отражает данные о социальных и психолого-педагогических трудностях семьи. Далее полученная информация анализируется, мы выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ. На следующем этапе педагоги и специалисты Пункта разрабатывают для каждой обратившейся семьи или родителя материалы психолого-педагогического просвещения, учат применять на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые: специалисты ДОУ предлагают родителям индивидуальные консультации, например: «Развитие познавательных процессов детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Особенности детей с ОВЗ», «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др. практические занятия – деловые игры, аутотренинги, арттерапию, музыкальную терапию, коллективные тренинги, круглые столы для педагогов и родителей, что способствует их эмоциональной адаптации, позволяет принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку. Родители узнают о своих детях много полезной информации. Они учатся воспринимать правильно своего ребенка, правильно оценивать его потенциальные возможности, сумеют не переносить образ больного ребенка на себя и окружающих.
В результате проводимой педагогами и специалистами Пункта работы в направлении повышения профессиональной родительской компетентности в гармонизации семейных отношений и социальном воспитании детей с отклонениями в развитии у родителей формируются :
- общие представления о сущности и специфике процесса гармонизации семейных отношений и социального воспитания ребенка с отклонениями в развитии;
- общие представления о семейных отношениях как базисе успешного развития ребенка с отклонениями в развитии;
-родители овладевают современными методами и приемами воспитания детей с отклонениями в развитии;
-у родителей формируются умения организовывать процесс воспитания детей с отклонениями в развитии в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки;
-у родителей формируется потребность в самообразовании
Реабилитация, социализация, интеграция в среду детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья проходит наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий, проводимых педагогами и специалистами Пункта совместно с родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения ими специальных коррекционно – педагогических занятий с детьми.
Понимание родителями того факта, что они остались в этом мире не одни со своей бедой, дают положительный результат. И мы с огромным желанием будем продолжать работу в Пункте психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.