Ольга Оконешникова
Методические рекомендации по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика С. Н Николаевой и Л. М Маневцовой по выявлению уровня экологических знаний у детей старшего возраста
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
-в какой степени ребенок освоил экологические знания;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
Публикация «Методические рекомендации по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного)
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей- рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
-формирование экологических знаний и умений;
-экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трё м разделам:
1. Представления о природе:
а) Об объектах живой природы;
б) Об объектах неживой природы;
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале, характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н Николаевой и Л. М Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов – низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов – средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов – высокий уровень;
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и нежной природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы: - Как ты догадался, что все это живое? - Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? - Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол, лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений. Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха, лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам: - Какое это время года? - Почему деревья так выглядят? - Как изменяется жизнь животных (называется время года? - Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому. Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком: - Как поступил мальчик (девочка? Почему? - Как бы ты поступил на его (ее) месте? - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей? Б) Неживая природа. С ребё нком проводится беседа по следующим вопросам: О воде: - Какого цвета может быть вода? -Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару? - Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть) - Зачем нужна вода? О песке: - Чем отличается сухой песок от влажного? - Что произойдёт, если наступить на влажный песок? - Зачем нужен песок? О природных явлениях (ветер, дождь, небо) : - Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой? - Что происходит с деревьями, когда дует ветер? - Зачем нужен дождь в природе? - Что было бы с растениями, если бы не было дождя? - Что появляется после дождя на городских улицах? - Как меняется небо весной, летом, зимой? - Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо? - Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода? Оценка деятельности: 1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы. 2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе, для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов: - Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект? - Как ты это узнал? - Как ему можно помочь? - Хотел бы ты ему помочь? - Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности: 1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т. д. ; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. 2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями. 3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями. Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается: - выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; - рассказать о последовательности ухода за растением; - непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности: 1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами. 2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому. Уровни экологических представлений и отношения к природе: Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.