Екатерина Буряк
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики руки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.
Публикация «Методические рекомендации по развитию мелкой моторики руки» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Работа по развитию мелкой моторике должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру пальцев рук. Их можно разделить на несколько групп:
1. Игры на развитие тактильного восприятия:
Игры с водой и песком
Игры фольклорные пальчиковые
Упражнения с предметами
Игры на выкладывание
Игры на нанизывание
Игры с конструктором
2. Продуктивная деятельность детей:
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Плетение
Вязание
Работа с бумагой
Работа с природным материалом
Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.
Цель занятий развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия, формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков, развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
Занятия проводится в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, представлены в виде календарного понедельного плана.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т. д.)
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовлетворение.
Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Занятия должны проходить только совместно с взрослыми. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.
Время выполнения упражнений не должно быть долгим, Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
Очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер» : «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машинка. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей»
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук мы используем следующие приемы и упражнения:
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
• лепка из пластилина и глины;
• выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
• специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя, обводя контуры по точкам. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют учить дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.
Успешность развития мелкой моторики руки во многом зависит от уровня развития других важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.