Хоменко Галина
Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и другие. Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности.
Публикация «Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму» размещена в разделах
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, на формирование графических умений и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Мысль о том, что “рука учит глаз”, составляет убеждение не одного поколения психологов. Эта общая мысль имеет много аспектов. Главный из них касается передачи глазу как органу зрения опыта руки как органа осязания. Совсем другой аспект представляет передача двигательного опыта руки глазу как двигательному органу.
В своей работе А. Н. Леонтьев отмечает, что очень сложны взаимоотношения руки и глаза, они противоречивы и непрерывно изменяются в ходе развития. Глаз, следящий за движением руки, аккумулирует накапливаемый опыт и приобретает самостоятельность. Обнаруживаются его преимущества: тренированный глаз становится учителем рук. Однако при решении трудных познавательных задач ведущую роль сохраняет за собой рука и на высших ступенях развития.
Эти факты позволяют сделать вывод о том, что зрительное восприятие формируется на основе зрительно – моторной координации, то есть зрение очень тесно связано с практической и познавательной деятельностью руки, особенно в старшем дошкольном возрасте. Глаз и рука образуют единую функциональную систему.
Обычно, когда речь заходит о совместной работе глаз и руки, глаз рассматривается как собственно зрительный орган. Его функция – обеспечить ввод зрительной информации, необходимой для организации движения руки и контроля за его осуществлением.
Глаза могут следовать за рукой, опережать ее и т. п. В подобных случаях мы имеем дело с построением одновременно двух движений, которые могут вступать в те или иные непосредственные отношения друг с другом.
Значение зрительного контроля не всегда равнозначно. В самом начале формирования навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение. По мере формирования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается. Как отмечает Т. С. Комарова, рука как бы приобретает представление о движении ощущение как бы входит в руку, и ребёнок может произвести движение, не глядя. Однако зрительный контроль не может быть совсем снят, так как без этого не возможна оценка выполняемого движения, соотнесение работы с образцом.
Так как развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны со зрением, то у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности в развитии двигательной сферы, в координации движений их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движением. У них чаще можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаз, локализации взора, нарушение цветоощущения и сужение поля зрения ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они точные и качественные. У детей возникает замена одних образов предметов другими, трудно узнаются предметы с нечеткими границами поэтому восприятие носит сукцессивный характер, больше затрата времени на воссоздание целостного образа. У большинства детей отмечается фрагментарность узнавания.
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Недостаточность зрения у детей не позволяет им правильно наблюдать и опознавать окружающую действительность. Не удивительно, что представления таких детей обеднены – неполны, отрывочны по характеру.
Усугубляет трудности координации рук и глаз и так достаточно разрозненных не только в основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти пальцев и состояние окклюзии.
Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза и различных видах деятельности, т. е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и должно определять зрительно-моторную скоординированность в работе рук и глаз.
Нормально видящий ребенок овладевает многими предметными действиями по зрительному подражанию. Дети с нарушением зрения затрудняются самостоятельно овладеть этими действиями. Особенно это касается тонкой моторики руки. Здесь роль взрослого, тифлопедагога и возрастает.
Имеющиеся особенности в развитии зрительно – двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушением зрения специальных средств и приемов, обеспечивающих успешность овладения зрительно – двигательными действиями.
Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей, является использование трафаретов-линеек.
Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Они помогают при формировании навыка равномерного движения руки под контролем зрения. А так как написание палочек, крючочков – утомительное и однообразное занятие, то штриховка более легкий способ подготовки руки ребенка к письму. А упражнение на штриховку по трафарету при низкой остроте зрения, дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, т. к. штриховка в пределах трафарета будет четкой и в пределах контура.
В процессе систематических упражнений в штриховке, обводке трафаретов, ритмическом повторении одних и тех же движений происходит регуляция моторики руки, развитие мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле, развитию тактильной памяти, что очень важно при обучении письму, развитию мускульной памяти и укреплению мышц пальцев и кисти руки и развитию зрительно-моторной координации.
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо. В этих прописях даны разнообразные графические задания, которые носят игровой характер. Такие прописи помогают ребенку познакомиться:- с различными фигурами и линиями
- знакомство с тетрадным листом;
- с ориентировкой в пространстве и тетради.
Для развития точности и уверенности движения руки предлагаются игры, в которых детям необходимо провести параллельные линии в определенном направлении (по дорожке, соединение по точкам, дорисуй картинки, продолжи узор, графический диктант).
Широко используются материалы, предложенные Марией Монтессори (рамки и вкладыши, предметы с отверстиями, бусинки, шайбы и т. д.).
Натренированные мышцы глаза, развитые зрительно-двигательные функции уберегут глаз ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию.
Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, используемые на коррекционных занятиях.
При формировании предметных представлений:
1.“волшебный мешочек” (угадай что в мешочке)
2. игры со счетными палочками (составь картинку по образцу, самостоятельно и т. д.)
3. дорисуй картинку (дорисуй вторую половинку, дорисуй чего не хватает, что забыл нарисовать художник и т. д.)
4. мозаика
5. обводка и штриховка контуров (найди и обведи, укрась елочку, платье и т. д.)
6. обведение по точкам (кто спрятался, угадай кто здесь и т. д.)
7. игры с прищепками (сделай солнышко, ежика и т. д.)
8. графический диктант (нарисуй под диктовку)
9. пальчиковая гимнастика
10. лабиринты (кто с чем играет, кто кому звонит, кто куда дойдет и т. д.)
11. работа в тетради в клетку (закончи узор, скопируй и т. д.)
12. шнуровка (разукрась солнышко, сделай заборчик и т. д.)
13. теневой театр
При развитии навыков ориентировки в пространстве:
1. мозаика (разложи по уголкам, разложи под диктовку и т. д.)
2. конструирование из мелкого конструктора (по образцу, по словесной установке и т. д.)
3. работа в тетради в клетку (графический диктант, скопируй образец, дорисуй картинку, продолжи ряд и т. д.)
4. игры со счетными палочками (по образцу, составь цветок, составь картинку и т. д.)
5. работа в альбоме (дорисуй картинку, нарисуй дорожку, рисование по словесной установке и т. д.)
6. пальчиковая гимнастика
7. сложи узор (с использованием мелких фигур) (по словесной установке, самостоятельно).
При формирован сенсорных эталонов:
1. игры с вкладышами (вкладывание нескольких форм в одну, закрой все круглые окошки и т. д.)
2. волшебный мешочек (достань все круглое, с углами и т. д.)
3. бисеринки (нанизывание по цвету, размеру, форме и т. д.)
4. сложи узор (с использованием мелких фигур) (красивый платочек, дорожка к замку и т. д.)
5. трафареты (обведи все круги; фигуры в порядке убывания размера, обведи отгадку на загадку и т. д.)
6. палочки разных размеров и цветов (собери по цвету, разложи в ряд по возрастанию, убыванию и т. д.)
7. пирамидки (собери по цвету, по величине и т. д.)
При развитии тактильного восприятия:
1. пальчиковая гимнастика
2. игры с вкладышами (собери квадрат, закрой окошко и т. д.)
3. волшебный мешочек (достань все железное, мягкое и т. д.)
4. игры с крупой (рисование по крупе, группировка крупы по размеру, игрушки в крупе)
5. узловка (перебирание шнурка с завязанными на нем узелками)
6. пальчиковая гимнастика с предметами (стопор, пробки, катушка, карандаш)
7. самый быстрый (накручивание веревки с предметом на палочку по темам предметных представлений)ю