Татьяна Павлихина
Развитие мелкой моторики руки у дошкольников (методические рекомендации)
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27 «Зарничка»
г. Южно-Сахалинск
Развитие мелкой моторики руки у дошкольников
(методические рекомендации)
Выполнила
Павлихина Татьяна Юрьевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 27 «Зарничка»
г. Южно-Сахалинска
Южно-Сахалинск
2013
Аннотация
Публикация «Развитие мелкой моторики руки у дошкольников (методические рекомендации)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данная работа посвящена актуальной проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Материал раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование традиционных и нетрадиционных методик. Данные рекомендации будут полезны воспитателям, учителям-логопедам и гувернерам.
Введение
В настоящее время общеизвестно, что управление речью и управление ведущей рукой у подавляющего большинства людей совмещается в одном полушарии. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки - правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Влияние тонкой моторики кисти на функции мозга человека не ограничивается ее специфическим участием в речевой функции. На другие структуры головного мозга движения пальцев оказывают неспецифическое влияние, повышая их тонус, что создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся. Эта закономерность уже замечена педагогами и психологами, использующими упражнения кисти для улучшения внимания, памяти, слуха, зрения, умственных способностей, для сохранения здоровья. Выяснилось, что пальчиковый тренинг входит в культуру разных народов в виде издревле применяемых национальных игр с детьми (русская игра «Сорока-ворона», японская «ступени», индийская «Шива едет на быке»). На основе вышеизложенной информации была сформулирована гипотеза о том, что развитие мелкой моторики дошкольников положительно влияет на развитие их высших психических функций.
Объект исследования - развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
Целью данного исследования является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В процессе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
• обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка;
• рассмотреть методики развития мелкой моторики рук;
• обобщить опыт развития мелкой моторики у дошкольников.
Виды пальчиковых упражнений
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
развивают подражательную способность;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками выпрямленных 2-5 пальцев по направлению от кончиков пальцев к лучезапястному суставу:
Солнышко лучами гладит нас, ласкает,
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.
пиление ладони пальцами противоположной руки, которые напоминают зубья пилы:
Принялась она за дело, завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб - поломала зуб, зуб.
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы,
как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают «резать» ими
воображаемую бумагу. Повторяют четверостишие несколько раз.
Как-то раз по речке Нил
Плыл огромный крокодил.
Рядом вынырнул другой,
Закричал ему: «Постой!»
Дети на каждой руке соединяют попарно указательный и средний, мизинец
и безымянный. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут,
открывая и закрывая пасти. Повторяют четверостишие несколько раз.
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Например, можно положить обе ладони на стол, плотно прижав растопыренные пальцы к столешнице. По команде педагога поднимать названый палец, остальные пальцы продолжать прижимать к поверхности стола.
графические упражнения:
штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,
массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом, на сократительные способности мышц массируемой кисти и связок. Игровой самомассаж - это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов, стимулируя речеслуховую, зрительную, эмоциональную и творческую зоны коры головного мозга. Поэтому этот вид пальчиковой гимнастики является более эффективным, чем традиционная пальчиковая игра, вызывающая возбуждение лишь локальных участков мозга. Кроме того, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии.
Отдельным видом пальчикового тренинга являются кинезиологические упражнения. Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. [ Приложение 1]
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;
- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;
- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами:
- постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить логопед, воспитатель, родители и учителя начальной школы. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый результат.
Пальчиковые кинезиологические упражнения.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - «математическое», знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело,то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет у мальчиков до8 - 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”, произносимыми вслух или про себя.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, это способствует развитию детской стрессоустойчивости к обучении к школе.
Желаю успеха!
Методика «Волшебные восьмерки» или «Горизонтальные восьмерки»
Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекционную методику, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия; для направленной подготовки ребенка перед выполнением определенного вида деятельности.
1. Попеременное и одновременное рисование восьмерки. Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх, затем правой рукой (влево вверх, потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки. Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз — на выдохе. Темп выполнения медленный. Детям 3—4 лет рекомендуется трехкратное повторение каждого движения, 4— 7 лет — пятикратное, 7—10 лет и старше — восьмикратное.
2. Прослеживание глазами или рисование руками визуальной восьмерки способствует
максимальному включению в работу зрительной зоны головного мозга и развитию
бинокулярного зрения. Мышцы глаза обучаются произвольным движениям, Необходимым для построчного прослеживания при чтении, письме и т. д. При
«рисовании» таких восьмерок можно часто моргать глазами, что усилит развивающий эффект. Вторым вариантом усложнения является легкое прикусывание языка во время
1.2. Визуальный тип восприятия
3. Прослеживание глазами или рисование руками кинестетической восьмерки способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Кинестетическую восьмерку можно рисовать на фанере, ткани, песке, мехе для усиления ощущений выполнения упражнения.
1.3. Кинестетический тип восприятия
4. Прослеживание глазами или рисование руками аудиальной восьмерки способствует максимальному включению в работу слуховой зоны головного мозга и развитию бинаурального (интегрированного) восприятия слуховой информации. Такое «рисование» можно сопровождать произнесением звука «М-М-М».
5. Прослеживание за фигурой объединенной восьмерки способствует одновременной работе зрительных, слуховых и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия. При этом координируется работа ведущих полушария, руки, глаза, уха и ноги.
1.5. Объединенная восьмерка
Начинать работу необходимо с прослеживания глазами или прорисовывания руками восьмерок в следующем порядке: гармоничная, визуальная, аудиалъная и кинестетическая. Завершить работу необходимо гармоничной восьмеркой. При прослеживании глазами за готовой фигурой восьмерок можно сделать линии разных цветов.
Заключение
Таким образом, о пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. А некоторые виды пальчикого тренинга (пальчиковый театр) обладают психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Список использованной литературы
1. Калинина Т. В. Николаева С. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Волгоград - 2011г.
2. Узорова О. В. Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. Москва - 2007г.
3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Москва - 2003г.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва - 2002г.
5. Нижегородцева Н. В. Шадрина В. Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе. Москва - 2001г.
6. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. Москва - 2001г.
7. Плутаева Е. Лосов П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание № 3, 2005г.
8. Любина Г. А. Желонкина О. В. Рука развивает мозг. //Дошкольное воспитание №1,2004г.
9. Леонова Е. Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. // Дошкольное воспитание № 3, 2004г.
10. Гризик Т. Темащук Л. Развитие речи детей 4- 7лет. Обследование мелкой моторики рук. // Дошкольное воспитание № 2, 2002г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук