Альбина Абрамова
Рекомендации по развитию мелкой моторики. Консультация для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития :
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:
• Складывается акт рассматривания предметов;
• Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
• Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
• Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.
Особенности сенсорного развития в раннем детстве :
• Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;
• Возникает представление о свойствах предметов;
• Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.
В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
• зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
• осваиваются сенсорные эталоны;
• возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
• с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие приобретает осмысленность.
Таким образом, начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии.
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Изучение предмета:
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала.
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание дает возможность определить мягкий или твердый, из какого материала сделан.
5. Мелкие и сыпучие предметы учат ребенка ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами.
6. Ощупывание поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала ( например: бумага газетная, пергаментная, промокательная).
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести.
Для развития моторики и графических навыков можно рекомендовать использовать дома игры, которые не требуют каких-то специальных игрушек и пособий. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.