Галина Пидусова
Развитие мелкой моторики кисти руки
▼ Скачать +Заказ
Развитие мелкой моторики кисти руки.
Рабочая программа для детей 5–7 лет с ОВЗ.
Авторы:воспитатели ВКК
Г. В. Пидусова - Т. В. Проскурякова.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуализация
3. Цель и задачи Программы
4. План коррекционной работы
5. Материально-техническое и методическое обеспечение
6. Список литературы
7. Приложения
1. Пояснительная записка.
Публикация «Развитие мелкой моторики кисти руки» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФГОС ДО учитывает:
-индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-возможности освоения ребенком Программы ДОУ на разных этапах ее реализации.
Данная программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Коррекционная работа направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Актуализация.
Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как
правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет.
Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Также развитие мелкой моторики способствует успешному овладению речевыми умениями и навыками.
Наш детский сад посещают здоровые дети и имеющие проблемы со здоровьем:
дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, заикание, ОНР, дизатрия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); часто болеющие; дети с лёгкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); педагогически запущенные дети; дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания). Количество воспитанников с ОВЗ составляет 10-15% от общего количества детей в ДОУ.
Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки.
Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т. Д.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон).
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Особое внимание уделяется обучению графическим навыкам леворуких детей, которые нуждаются в специальной помощи, особенно на начальных этапах. Важно обратить внимание, что лист бумаги у леворукого ребенка располагается под наклоном справа налево, а свет должен падать справа.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию мелкой моторики кистей рук у дошкольников с ОВЗ проводится как на индивидуальных занятиях с детьми, так и во всех видах учебно-воспитательной работы: во время НОД, ручного труда, самообслуживания, на прогулке, в свободной деятельности – как индивидуальный подход.
Работа строится на основе пяти разработанных направлений с учетом общедидактических и коррекционных принципов обучения:
1) развитие тактильного восприятия;
2) совершенствование общей координации движений;
3) формирование пространственной ориентации;
4) развитие мелкой моторики пальцев рук;
5) формирование графических навыков
3. Цель и задачи Программы
Цель:
Развивать функциональные возможности обеих кистей и пальцев рук.
Задачи:
- вызвать интерес к самостоятельной деятельности и решению игровых задач.
- развивать конструктивные умения и навыки;
- совершенствовать графические умения и навыки;
- активизировать двигательную активность, крупную и мелкую моторику;
- формировать волевые качества, воспитывать эстетический вкус;
- учить доводить начатое дело до конца, получать положительные эмоции от выполненной работы.
4. План коррекционной работы для детей 5-6 лет.
План коррекционной работы для детей 5- 6 лет. (на каждую неделю)
сентябрь
П. Г. «Кулачок- ладошка»
П. И. «Большой - маленький»
Д. У. сортировка кукольной одежды
Лего: «Башенка»
Пальчиковый бассейн: стирка
П. Г. «Яичко»
П. И. «Петушок»
Д. У. коробка для крышек разного размера.
Мелкая мозаика (зернышки)
Пальчиковое рисование: «Яичко»
Граф. Унр. : «Дождик»
П. Г. «Гнездышко»
П. И. «Гей, чей дом?»
Д. У. сыпучий материал.
Сортировка природного материала
Пальчиковый бассейн: утята
Лего: «Уточка»
П. Г. «Коготки»
П. И. с мячами
(бумажные комочки)
Пальчиковое рисование: «Мячики»
Д. У. с шариками разного размера
Граф. упр. «Семечки»
октябрь
П. Г. «Пчела»
Граф. Упр. «Травка»
П. И. «Хвосты»
Лего: «Ворота»
Пальчиковый бассейн: кораблики
Граф. Упр. «Травка»
П. Г. «Рыбка»
П. И. «Осень»
Д. У. вкладыши- чашечки.
Плетение «Змейка» (веревки)
Ягоды (бумажные комочки)
Граф. упр.
«Веревки»
П. Г. «Очки»
П. И. «Напёрсток»
Д. У. сыпучий материал перекладывание
бобов из одной ёмкости в две маленькие.
Моделирование с природным материалом
Пальчиковый бассейн: рыбки
П. Г. «Гора»
П. И. с шариками
Д. У. вкладыши- пирамидки, «Мозаика»
Тренажер «Ромашка»
Граф. упр.
«Стебельки»
ноябрь
П. Г. «Пальчики здороваются»
П. Г. «Гусь»
П. И. «Пальчики»
Д. У. шнуровка «Ботинок»
Игры со счётными палочками «Сложи квадрат»
Граф. упр.
«по дорожке»
П. Г. «Домик»
П. Г. «Мишка»
П. И. «Дом»
Д. У. «Разрезные картинки» (выкладывание)
Игры с бусинками
Граф. упр.
«по дорожке»
П. Г. «Человечек»
П. И. «Наша группа»
Д. У. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.
Пальчиковое рисование: «Листики»
Граф. упр.
«Машины едут по дороге»
П. Г. «Коза и козлёнок»
П. Г. «Зайчик»
П. И. «Башня»
Д. У. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.
Массаж с цилиндром.
граф. упр. :«Заяц скачет по дорожке»
декабрь
П. Г. «Пальчики бегут».
П. Г. «Пальцы вместе - пальцы врозь».
П. И. «Снежки»
Д. У. «Снежки» (бумага)
«Змейка» (плетение веревки).
Граф. упр. :
«зернышки для цыплят»
П. Г. «Оленьи рога».
П. И. «Наша группа».
Д. У. мешочки для ощупывания с различными крупами.
Пальчиковое рисование: «Снежинки»
Пальчиковой бассейн: льдинки
Граф. упр. :
«Крупинки»
П. Г. «Улитка».
П. И. «Каша в кувшин».
Д. У. «Снег на ветке» (природный материал, пластилин)
Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.
Граф. упр. :
«семечки для птичек»
П. Г. «Братья».
П. И. «Пирог».
Д. У. сортировка ракушек
Пальчиковое рисование: «Пирожки»
Пальчиковый бассейн: камушки
Граф. упр. :
«Камушки на дне»
январь
П. Г. «Ёлочка».
П. И. «На ёлке».
Д. У. волчки.
Шнуровка «Мы обедаем».
Пальчиковый бассейн: льдинки
Граф. упр. :
«Снег идет»
П. Г. «Весёлые маляры».
П. И. «Ровным кругом».
Д. У. сортировка
природного материала.
Пальчиковое рисование: «Кляксы»
П. Г. «Мебель».
П. И. «Домик».
М. М. рисования на манке.
Д. У. Рамки с застёжками.
Пальчиковый бассейн: кораблики
Граф. упр. :
«Клубок»
П. Г. «Солнце».
П. И. «Лебёдушка».
Д. У. Фигуры – вкладыши.
Шнуровка:
«Паровоз»
Граф. упр. :
«Солнышко»
февраль
П. Г. «Курочка».
П. И. «Гуси-лебеди».
Д. У. сортировка платочков.
Пальчиковый бассейн: стирка платочков.
Граф. упр. :
«Клубок»
П. Г. «Лиса»
П. И. «Кролик»
Д. У. сортировка
цветных предметов.
Пальчиковое рисование «Снежки»
Массаж с мячиками.
П. Г. «Белка».
П. И. «Есть у каждого свой дом»
Д. У. «Орешки» (сыпучий материал)
Граф. упр. :
«Круги на воде»
Пальчиковый бассейн «Льдинки»
П. Г. «Коготки».
П. И. «Собачка».
Д. У. «Открой и посмотри» (коробочки, футляры, кошельки)
Игры со счё тными палочками: «Сложи флажок»
Граф. упр. : «Улитка»
март
П. Г. «Цветочки».
П. И. «Дождик»
Д. У. «Мимоза» (ветка, пластилин)
Пальчиковый бассейн: лилии
Граф. упр. : «Штриховка кругов»
П. Г. «Весёлые ладошки»
П. И. «Дрозд – дроздок»
Д. У. шнуровка «Пальма», «Грибок».
Рисование «Тюльпан» (Цветные ладошки)
П. Г. «Рыбка».
П. И. с мячами
Д. У. «Разложи бусы» (бусины пинцетом в чашечки).
Лего: «Рыбка»
Граф. упр. :
«Разукрась мяч»
П. Г. «Крючочки».
П. И. «Утята»
Д. У. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.
Пальчиковый бассейн: утята
Граф. упр. :
«Штриховка квадрата»
апрель
П. Г. «Повар».
П. И. «Машина едут».
Д. У. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.
Лего «Машина»
Граф. упр. : «Кирпичики»
П. Г. «Качели».
П. И. «Котята и волк».
Д. У. рамки с застёжками.
Массаж с мячиком.
Граф. упр. :
«Штриховка «Разукрась мяч»
П. Г. «Собака».
П. И. «Кот и воробьи».
Д. У. составление целого из частей
(круг) методом наложения.
Трафарет «Животные»
Мозаика «Солнышко»
П. Г. «Веник».
П. И. «Займи место».
Д. У. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом
Лего «Забор»
Граф. упр. :
«Штриховка треугольников»
май
П. Г. «Пальчики разбежались».
П. И. с мячами «Поймай мяч»
Д. У. модули с прищепками
Граф. упр. : «Дорожки»
П. Г. «Деревья»
П. И. «Мартышки и книжки»
Д. У. «Цветок» (нитки, бархатная бумага)
Мелкая мозаика : «цветы»
Граф. упр. :
«Дорожка «Бусы»
П. Г. «Зоопарк».
П. И. «Травка – муравка»
П. И. «Тили – Бом»
Д. У.» Свари кашу» : пересыпание крупы ложкой.
Граф. упр. : «Дорожка «Волна»
П. Г. «Братья»
П. Г. «Весёлые ладошки»
Д. У. сортировка салфеток
Мозаика «Цветы»
Рисование «Букет» (Цветные ладошки)
5. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.
Для решения задач развития мелкой моторики, созданы необходимые условия:
1. В группах созданы уголки с игровыми компонентами, который регулярно обновляется для поддержания интереса детей к развивающей деятельности.
2. методическое обеспечение.
• пазлы «Азбука», «Цифры», «Игрушки», «Формы», «Звери»
• мячики, цилиндры для массажа
• «Кубики в картинках»
• пирамидки разных размеров
• вкладыши «Геометрические фигуры»
• мозаика разных размеров;
• счётный материал;
• пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»
• мелкая мозаика
• конструктор Лего
• разрезные картинки
• рабочие тетради
• прищепки;
• трафареты;
• тренажер «Ромашка»
. шнуровки
. песочница
. крупы в банках
. веревки, нитки
. емкость для занятий с водой.
. природный материал
. пластилин
. графитные карандаши
. тетради в крупную клетку;
. тетради в широкую линейку
. бумага для письма и рисования А4
. бумага для творчества
. гуашь
. пинцет
. бусины, бисер
. материал для сортировки
3. Методики:
«Пальчиковый бассейн» : игры-манипуляции в емкости с водой (+36 градусов) или с мелким наполнителем.
«Цветные ладошки»;
«Пальчиковые игры»;
«Пальчиковая гимнастика»;
Работа с иглой по различным основам;
«Графические упражнения»
«Оригами»
4. Взаимодействие с родителями:
- информационные стенды для родителей,
- анкетирование;
- индивидуальные консультации (по требованию);
- организация мастерклассов для родителей «Нескучные занятия с детьми»;
- участие родителей совместно с детьми в тематических выставках на базе ДОУ.
6. Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384, от 14. 11. 2013 г.,
Подготовка дошкольников к обучению письму.
Методическое пособие. / Филиппова С. О. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.
Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования / Хархан Г. В. «Логопед», 2004г. №5.
«Пальчиковые игры»/ О. И. Крупенчук, СПб. ,2003.
Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. / Е. КИНАШ, ФГБУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Москва.
Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ составитель Т. В. Калинина. Волгоград:
Учитель, 2012.
Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/ авт. -сост. И. А. Рябкова, О. А. Дирлюкова. – Волгоград: Учитель. -2012.
Развивающие игры для детей 2-7лет/ авт. -сост. Е. Н. Михина. – Волгоград: Учитель -2012.
Интернет-источники:
https://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html
https://logoportal/ru/palchikovyie-igryi-dlya-detey-5-7-let//html
7. Приложения.
Методика формирования графических навыков «Графические упражнения»
1 этап обучения включает пять серий заданий. Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими предметами (мелками, фломастерами, карандашами) и совершать графическое действие совместно со взрослым или по показу.
Первая серия заданий.
Обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении
Сверху в низ: дождик, семечки, иголки, трава ит. п.
Вторая серия.
Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик, шпалы и т. п
Третья серия.
Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии
От одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе.
Четвертая серия.
Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает и т. п.
Пятая серия.
Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на
воде и т. п
2 этап включает в себя четыре серии заданий.
В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительно-двигательной координации, умения ориентироваться на листе бумаги формата А4 и работать по показу.
Первая серия заданий.
Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки указатель- стрелку.
Вторая серия заданий.
Дети овладевают умением проводить безотрывные линии дорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см. и от1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева на право, ориентируясь на вспомогательные ориентиры –точки, стрелки, штрихпунктирные линии.
Третья серия.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу,
сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т. п.
Четвертая серия.
Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа
(снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.
3 этап включает четыре серии заданий,
которые формируют поисковые ориентировочные ействия, закрепляют умение ориентироваться на указатель стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию умения работать по показу.
Первая серия.
Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом без отрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от2,5 до1см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указатель стрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т. п.
Вторая серия.
Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх– низ, левая сторона– правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателю стрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т. п.).
Третья серия.
Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено на верху и внизу, с лева и справа, в углах верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию: посади улиток на грибочки, угости дельфинов рыбой, запусти ракету в космос и т. п
Четвертая серия.
Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы поштрихпунктирной линии, ориентируясь на указательстрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п.