Елизавета Булатова
Рекомендации по использованию лексического материала на занятиях воспитателя по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
При планировании работы по познавательному развитию рекомендуется использовать следующий лексический материал.
Здание детского сада. Оформление здания. Назначение различных помещений (игровые комнаты, спальни, гардероб, зал, кабинет врача, кабинет логопеда, кабинет заведующего, кухня).
Профессии работников детского сада: заведующая, врач, логопед, воспитатель, музыкальный работник, повар, няня.
Публикация «Рекомендации по использованию лексического материала на занятиях воспитателя по познавательному развитию» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Привлечение внимания детей к деятельности взрослых. Воспитание уважения к труду работников детского сада.
Наша групповая комната. Знакомство с групповой комнатой, ее описание (большая, светлая, чистая, красивая и т. д.).
Что в ней находится, что в ней делают? Название и назначение предметов, находящихся в групповой комнате (игровой, трудовой, книжный уголок).
Игровой уголок. Обобщающее слово «игрушки» (из чего сделаны, кто их сделал).
Предметы и оборудование, необходимые для занятий.
Мебель в групповой комнате. Закрепление обобщающего слова «мебель». Части мебели. Кем изготовляется мебель?
Воспитание бережного отношения к игрушкам, оборудованию, книгам.
Уголок природы. Растения уголка природы – знать 2-4 названия. Животные (черепаха, морские свинки, ежи, рыбы и др.). Уход за растениями и цветами. Наблюдения за прорастанием семян и ростом растений (посадка лука, гороха, фасоли, овса и т. п.).
Наш участок. Знакомство с участком, описание его, что находится на участке (терраса, где дети играют во время дождя, игрушки, посадки – деревья, кустарники, цветы). Воспитание бережного отношения к посадкам.
Кухня. Работа повара. Бытовое электрооборудование (плита, мясорубка, картофелерезка и др.). Закрепление обобщающих слов: пища, продукты питания, посуда (кухонная, столовая, чайная).
Моя семья. Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.). Знание своего адреса, своего полного имени, своего возраста (время рождения, полных имен и фамилий родителей (или лиц, их заменяющих, их профессии и места работы. Воспитание уважения к труду родителей. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения детей в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим, помощь взрослым в быту.
Наша улица. Улица, ее особенности (широкая, узкая, прямая, длинная, тихая, шумная, центральная; много новых домов, деревьев, цветов; есть магазин, мастерские и т. п.). Наблюдения детей.
Здания на нашей улице. Жилые дома: новые, красивые, низкие, высокие, многоэтажные, громадные, деревянные, кирпичные, блочные. Части дома: фундамент, стена, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная площадка, лифт, мусоропровод, водопровод.
Построение улицы, дороги: тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток, площадь.
Транспорт на нашей улице: трамвай, автобус, троллейбус, машины легковые, грузовые и т. п. Наблюдения детей за уличным движением. Виды транспорта в зависимости от их назначения: пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейская машина, пожарные, перевозка хлеба, молока и др.). Назначение разных видов транспорта. Названия профессий людей, работающих на транспорте. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары, подфарник.
Правила уличного движения. Переход улицы: регулируемые и нерегулируемые перекрестки, переходы, мосты, «зебра», милиционер-регулировщик, светофор, сигналы светофора, что они обозначают. Одностороннее и двухстороннее движение. Правила перехода, знак «пешеходный переход».
Правила поведения на улице: не играть на улице, не кататься на велосипеде (санках, коньках) на проезжей части дороги, при ходьбе придерживаться правой стороны, переходить улицу только на зеленый свет.
Город. Отличительные признаки города (в сравнении с сельской местностью) : много улиц, домов, учреждений, предприятий, живет много людей, разнообразные транспортные средства.
Город, где мы живем. Название города, главная улица, площадь. Основные достопримечательности; памятники, парки, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города. Виды труда, распространенные в нашем городе.
Строительство. Следует обратить внимание детей на то, что в городе ведется большое строительство, воздвигаются многоэтажные жилые дома с удобными квартирами, здания детских садов, школ, больниц, театров, библиотек. Дома постоянно ремонтируются. Рекомендуется познакомить детей с некоторыми профессиями (каменщик, маляр, а также с названиями машин, помогающих человеку (грузовая машина, самосвал, подъемный кран, бульдозер, экскаватор).
Промышленность города. Познакомить детей с 2-3 видами выпускаемой продукции (машины, одежда и т. д.).
Культурные учреждения города (кинотеатры, театры, библиотеки, музеи, цирк, спортивные сооружения).
Связь в городе. Знать, как люди пользуются разными формами связи: почтой (познакомить более подробно, телеграфом, телефоном, радиосвязью.
Природа нашего края. Знакомство детей с живой и неживой природой. Формирование у них представления о явлениях природы. Знакомство с природой родного края.
Формирование у детей обобщенного представления о каждом сезоне на основе комплекса признаков, отражающих изменения в неживой природе, растительном и животном мире.
Закрепление временных понятий: времена года, месяцы, дни недели; понятия: сегодня, завтра, вчера, начало, конец, середина, утро, день, вечер, ночь.
Воспитание навыка определения времени по часам, пользования календарем.
Осенний период. Осенние месяцы. Знакомство с приметами осени.
Ранняя осень («Золотая осень»). Красота осенней природы. Наблюдения детей. Характерные признаки ранней осени: день становится короче, а ночь длиннее, солнце греет меньше, изменения погоды – похолодание, дожди, туманы. Листопад – изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цветов. Созревание плодов и семян. Уметь различать некоторые деревья (5-6, кустарники (4-5, садовые цветущие растения, лесные травы по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарников. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды).
Поздняя осень. Признаки поздней осени: день продолжает укорачиваться, становится холодно, дуют холодные ветры, первый снег, заморозки, деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов.
Животный мир. Закрепление и расширение полученных ранее представлений о диких животных и их детенышах. Внешний вид животных, части тела. Описание животных. Учить детей выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Подготовка животных к зиме: изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).
Осенние работы людей. Плодовый сад. Названия плодовых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива); ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника). Работы в саду: сбор фруктов и ягод, посадка деревьев и кустарников.
Осенние работы на огороде – сбор овощей. Знание распространенных видов овощей и
Работа в уголке природы. Знание 4-6 видов комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей; их название и строение (ствол, листья, цветы, корень). Умение различать по окраске растения светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска); по толщине стеблей и листьев – влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые).
Зимний период. Названия зимних месяцев. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы – льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев, насекомых нет, птиц мало, выпал снег.
Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре.
Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру, поведению (издаваемым звукам, способу передвижения). Подкормка зимующих птиц. Знакомство с зимовьем животных (белка, заяц, медведь).
Работа в уголке природы. Уход за растениями с учетом их потребности в свете, влаге. Наблюдение за жизнью растений (ставить ветки деревьев в воду, производить посадку овощей, овса).
Весенний период. Названия весенних месяцев.
Привлечение внимания детей к происходящим изменениям в природе.
Ранняя весна: увеличение продолжительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек ото льда. Установление элементарных причинно-следственных связей (снег начал таять потому, что увеличился день и солнце стало греть жарче и т. п.). Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы.
Возвращение перелетных птиц. Их внешний вид, образ жизни, польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий (изготовление скворечников). Наблюдение за гнездами птиц.
Пробуждение от зимней спячки ряда животных; изменение их окраски. Появление детенышей (повторить их названия). Появление насекомых.
Летний период. Названия летних месяцев. Наблюдения за изменениями природы летом. Устанавливается теплая, жаркая погода. Идут обильные дожди, гремят грозы. Иногда после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды.
Следует показать детям, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют.
Животные ближайшего окружения. Дети должны знать их названия, уметь различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, особенностям движения.
Дикие животные в природных условиях.
Формирование обобщенного представления о диких животных на основе следующих признаков: жизнь в определенных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Детей учат распознавать диких, домашних животных, а также уметь объяснить, по каким признакам животные относятся к той или иной группе.
Наблюдения за жизнью бабочек, насекомых, лягушек: образ жизни, питание, маскировка.
Школа. Для того чтобы успешно трудиться, надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но и в то же время интересно. В школе дети узнают обо всем, что их окружает (привести ряд примеров, учатся работать.