МААМ-картинки

Дидактический материал «Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе»

Ирина Долинина
Дидактический материал «Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактический материал по теме «Ортологические пятиминутки в начальной школе» представлены упражнениями, предназначенными для использования на уроках русского языка для развития речи учащихся.

Публикация «Дидактический материал „Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе“» размещена в разделах

Для формирования норм литературного языка младших школьников необходимо использовать пятиминутки, направленные на усвоение:

- фонетических (в том числе и орфоэпических норм)

- орфографических, пунктуационных и каллиграфических норм,

- лексических и стилистических норм.

В данной работе предлагается следующая система ортологических пятиминуток для учащихся начальной школы :

- речевые пятиминутки

- орфоэпические пятиминутки

- лексические пятиминутки

Речевые пятиминутки

Инсценирование

Данное упражнение используется на этапе закрепления темы «Буква М». В инсценирование принимают участие 4 ученика.

Буква «М»

Смотрите- буква! Вот- те на:

Не в книжке- на дорожке!

Как называется она,

Похожая на рожки?

Учёный пёс, бык и коза

Таращат на неё глаза.

Сказали:- Это буква «ме».

Бык возразил:- Не «ме», а «му»,

Я лучше знаю, что к чему.

- Полно вам, не спорьте,

Это буква «ам».

- Нет, «му»!- Нет «ме»!-

Нет, «ам»! Такой поднялся тарарам, Такой ужасный шум и гам!

Запутались совсем

Учёный пёс, коза и бык,

Увидев букву «эм».

Чистоговорки

Данное упражнение используется в 1 классе как фонетическая разминка или как физкультминутка.

Учитель начинает, а дети продолжают. Затем задание выполняют дети самостоятельно и индивидуальное проговаривание (дети с прблемами).

Ра- ра - ра - начинается (игра);

Ро- ро- ро – у нас новое (ведро)

Ру-ру-ру- продолжаем мы (игру)

Последнюю строчку первоклассники придумывали сами.

Долгоговорки

Упражнение используется в 1 классе как фонетическая разминка или как физкультминутка. Учитель начинает, а дети продолжают.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка….

(до 33 Егорок)

Скороговорки

Детям предлагается задание: прочитать данную скороговорку шепотом, с максимальной громкостью, переходя волнообразно от одного к другому,с «пулеметной» скоростью, со скоростью «улитки», как будто во рту горячая картошка, как трёхлетний ребёнок.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку – цап!

С этой скороговоркой связан и другой вид работы. Класс делится на две группы. Одна группа читает строчку вопросительно, другая – утвердительно:

- Ехал Грека через реку?

- Да, ехал Грека через реку.

- Видит Грека - в реке рак?

- Да, видит Грека – в реке рак.

- Сунул Грека руку в реку?

- Да, сунул Грека руку в реку.

- Рак за руку Греку – цап?

- Да, рак за руку Греку- цап.

Рифмованные упражнения

1. Звуки речи. Используется в 1 классе на этапе закрепления темы «Звуки речи» или как итог урока. Учитель начинает, а дети продолжают.

Мы – не буквы, мы – звуки – речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс…- змеиный слышен свист.

Шшш…- шуршит опавший лист.

Жжж…- шмели в саду жужжат.

Ррр…- моторы тарахтят.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные.

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

2. Парные звонкие и глухие согласные. Используется на этапе закрепления темы «Парные звонкие и глухие согласные».

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки- это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

3. Рифмованные упражнения на непроизносимые согласные.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Чтобы знать, как писать

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

3. Определить в стихах на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руку или хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

Сегодня будет «Кинопанорама»

Какая интересная программа.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

4. Замените следующие словосочетания одним словом.

Больничный лист. (Бюллетень)

Товарищ по работе. (Коллега)

Вид городского транспорта. (Троллейбус)

Популярная игра на льду. (Хоккей)

Спортивный бег. (Кросс)

Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент)

Один из видов игры в мяч. (Теннис)

Обучение животных. (Дрессировка)

Помещение в школе. (Класс)

Свидетельство об окончании средней школы. (Аттестат)

5. Вопросы- загадки.

Стоит на крыше Удивительный вагон!

Всех труб выше. Посудите сами:

(Антенна) Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

В названии какого дня недели есть удвоенные согласные? (Суббота)

Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными (Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Кирилл….)

6. Доскажи словечко и запишите его без ошибок.

Во мне два К, не забывайте.

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом (аккуратный).

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется… (перрон)

В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня- реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный….(кристалл)

На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С,

Называется (экспресс)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …. (хоккей)

7. Разделительный мягкий знак

Перед е,ё ,ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед я, ю, и, е,ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

8. Шарады.

Я мал, и невелик мой вес.

От ветра в поле я качаюсь.

Но если мне прибавить С,

То я в гиганта превращаюсь.

(Колос- колосс)

Первая буква есть в слове сурок

Но нет этой буквы в слове урок.

А дальше подумай, и краткое слово

Средь умных ребят ты найдёшь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь- итог от сложения. (С- ум- ма)

С Е торопят, если знают,

Что недолго уж до срока.

С И – учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши- спиши)

9. Данное упражнение используется в 1 классе на этапе закрепления по теме «Звуки речи». Стихотворение читает учитель.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

- Вучше в вунки поигвать.

- В пятки?

- В вунки?

Что такое? Ничего не разобрать!

- Отгадайте кто какие звуки не выговаривает.

( Ответ: первый малыш не выговаривает [р ], второй- шипящие звуки, а для третьего трудны [р] и [л])

10. Упражнение используется во 2 классе как речевая разминка. Учитель читает разговор между Петей и Петрушкой.

Петя: «Я сейчас торопился на урок и очень боялся опоздать. Кричу прохожему: «Скажи, сколько часов? Он посмотрел сердито, ничего не сказал и пошёл дальше. Ты не знаешь, Петруша, почему он не стал отвечать на мой вопрос?».

Петруша : «Обращаясь к прохожему, ты допустил 4 ошибки…»

Помогите Петьке отыскать ошибки.

11. Данные упражнения можно использовать в 1, 2 классе как речевая минутка.

Найди ошибку.

1. После звонка ученик, стоявший у доски, прощается со мной : «Ну ладно, я пошёл!»

2. Девочка хочет сделать комплимент директору школы. Она говорит: «Какие у вас туфельки!»

3. Прочитайте и скажите, как Кате следует напомнить своей подруге о книге. Почему вы так думаете?

- Маша, ты опять не принесла книгу! Сколько раз тебе напоминать?

- Маша, опять книгу забыла! Ну что же ты? Пожалуйста, постарайся завтра принести.

4. Перед уроком девочка подходит к учительнице и с большим чувством говорит: «Наталья Павловна! Простите меня!» Учительница пугается. «Я забыла ручку!»- заканчивает девочка.

Лексические пятиминутки

1. Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Данное упражнение используется во 2 классе на этапе закрепления. Упражнение выполняют коллективно. Стихотворение читает учитель.

Дождь пошёл и не проходит.

Дождь идёт, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд.

На крыше, на дорогу,

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

2. В данных предложениях некоторые слова употреблены в переносном значении. Составьте предложение, в которых эти же слова были бы употреблены в прямом значении. Данное упражнение используется во 2 классе на этапе закрепления.

В январе, в январе трещат морозы на дворе. Река ещё не спит. От морозов Ванюши щёки пламенем горят.

3. Прочитайте. Когда так говорят?

Месяц, появившийся после новолуния, недолго виден на небе, поэтому о человеке внезапно исчезнувшем, говорят: «Пропал как молодой месяц».

Если кто-либо приходит ненадолго, скоро уходит, то о нё м можно сказать: «Показался как молодой месяц» или «Как молодой месяц покажется да опять спрячется».

Объясните смысл выделенных выражений. Составь предложение, в котором можно употребить одно из выражений.

4. Объясни значение выделенных слов. Упражнение используется в 3 классе.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы идут,

Говорят: часы спешат,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы СЕНТЯБРЬ Участие педагогов в обследовании речевого развития детей. Круглый стол: «Приоритетные задачи психолого-педагогического состава.

Проба пера по созданию портфолио Портфолио учителя английского языка Брагинской Екатерины Владимировны. Приступаю к работе над проблемой «Игровая направленность на уроках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал «Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе»
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 21:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал «Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Долинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД