Ирина Горбунова
Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Каждым народом выработаны разнообразные фольклорные формы, с помощью которых происходит приобщение детей к культурной среде, формируются нравственные идеалы, развиваются интеллектуальные способности. Сказки, пословицы, поговорки, потешки, песенки, игры – это кладезь народной мудрости, который широко используется для разностороннего развития ребенка.
Публикация «Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у дошкольников велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, становиться нервным, и именно сказка освобождает его от всего не важного, не обязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том почему все происходит так, а не иначе.
Сказка позволяет осуществлять мыслительный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели, а так же сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевых игр.
Математическое содержание включалось в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Они формировались как проблемные ситуации. Например: чтобы поросятам спрятаться от волка, нужно подобрать дверь определенной ширины, или после того как медведь разломал теремок вновь построить его из геометрических фигур.
Математическое содержание выступило в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования выдвижения и проверки гипотез.
Условие решения такого рода задач – организованное с помощью сказки – детское экспериментирование.
В ходе математических сказок обязательно применялись разнообразные виды наглядности: картинки, плоскостные и пальчиковые театры, игрушки, герои сказок, математический раздаточный материал (полоски, геометрические фигуры, предметы).
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Он позволяет решить целый ряд проблем в обучении детей математике.
Усвоение математических знаний представляет определенную трудность для мышлений. Мышление дошкольника конкретное, наглядно действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень развития логического мышления и памяти,
Абстрактные математические понятия обличены в доступную для уровня развития детского мышления образную форму. Отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным. Знания несут положительный эмоциональный заряд, что, по-мнению психологов, является основой для личностного, неформального усвоения материала. Они занимательны, носят игровой характер. Это отвечает потребностям ребенка и высказывает к ним интерес. Благодаря этим качествам, ребенок непроизвольно и не заметно для себя усваивает необходимые для него знания и умения.
Разработаны принципы оборота фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников:
- фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
- словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.
Были разработаны методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике :
- включение фольклора в математические занятия не является самоцелью, он должен органично вписываться в сценарий занятия не является и адекватно решать поставленные математические задачи;
- фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный, игровой характер;
- перед включением фольклорной формы в занятие следует уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу;
- удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов и другие;
- народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике.
Мы пришли к выводу, что используя сказочный сюжет, постоянно усложняющиеся развивающие вопросы и познавательные задания, можно достичь высоких результатов.
Этому способствовали:
- систематическое использование игр в специально организованной деятельности и вне занятий;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- создание игровых проблемных ситуаций;
- введение сказочных персонажей;
- достаточное количество наглядности и раздаточного материала.
Дети стали более заинтересованными, собранными, усидчивыми, внимательными.
Диагностика показала, что дети лучше сравнивают, обобщают, обосновывают свои ответы, речь их боле доказательна. Дети стали более эмоциональными и заинтересованными, реже прибегают к помощи взрослого, пытаются самостоятельно исправить свои ошибки и оценить результат.