Света Канина
Формирование гендерной устойчивости в образовательной деятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной устойчивости в образовательной
деятельности у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Что же такое гендерное воспитание?
Гендерное воспитание – это процесс формирования понимания о половой принадлежности ребенка.
Публикация «Формирование гендерной устойчивости в образовательной деятельности у детей» размещена в разделах
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола. В дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные, бытовые, родственные и др.).
Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Самая большая роль гендерного воспитания отводится семье. Прежде всего, именно родителями закладываются основы для формирования у ребёнка мужественности и женственности, и от них зависят дальнейшие успехи в понимании закономерностей окружающего мира.
Формирование гендерной устойчивости в совместной
образовательной деятельности у детей дошкольного возраста
Для организации гендерного воспитания детей в ДОУ необходимо знать психологические портреты мальчиков и девочек. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложным и познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:
Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
Используйте чаще разные головоломки для девочек.
Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.
Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Для эффективной реализации гендерного воспитания педагог должен знать и помнить следующее:
1) Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2) Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
3) Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
4) Важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
5) С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
6) Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
7) Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
8) Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
Также при оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п…
Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Самыми эффективными средствами и методами формирования гендерной идентичности дошкольников в детском саду считаются:
Развивающая предметно-пространственная среда.
Совместная деятельность.
Сюжетно-ролевая игра
Изобразительная деятельность.
Хозяйственно-бытовая деятельность.
Гендерный подход обязательно должен применяться педагогом при организации основных видов деятельности дошкольников - познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной.
При подготовки к занятиям, воспитатель должен продумать некоторые моменты:
- Продумать вопросы к заданиям, учитывая особенности детей разного пола.
- Использовать больше наглядности, т. к. это очень важно для мальчиков.
- Делить детей на смешанные подгруппы и рассаживать в пары девочка-мальчик, т. к. дети взаимодополняют друг друга.
- Пути решения познавательной задачи должны носить как информационный (для девочек, так и исследовательский (для мальчиков) характер.
- Объяснение должно быть кратким, конкретным, четким, понятным, что очень важно для мальчиков.
- Периодически проводить мероприятия, викторины, КВН, типа «А, ну-ка девочки!», «А ну-ка, мальчики!».
- Продумать грамотный поход к проведению занятий по физкультуре: при работе с мальчиками давать им больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику.
- Продумать грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш.
На организационном этапе для определения уровней гендерной воспитанности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста педагогу необходимо провести:
- Наблюдения (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время).
- Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью детей.
- Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».
-Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».
Анализ полученных данных поможет педагогу в разработке системы работы по реализации гендерного воспитания и выбору эффективных методов и приемов. Таких как:
- беседы (с подгруппой девочек, мальчиков, фронтальная) с использованием иллюстраций, художественной литературы;
- проблемная ситуация (специально созданная, спонтанная, режимный момент) с этическим содержанием;
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно – печатные, словесные, театрализованные, подвижные);
- непосредственно образовательная деятельность;
- развлечения, праздники, досуги;
- изготовление подарков для мам, пап, сверстников.
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:
3 типа мотивации
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения,
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры,
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Для обогащения знаний у детей, проводятся беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, проблемные ситуации с этическим содержанием, рассматривание альбомов.
В процессе тематических бесед дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье.
Чтение сказок, разыгрывание сценок помогают вызвать у дошкольников ассоциации с персонажами своего пола. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.
Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки. В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:
- «мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие)
- «женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)
- «смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)
Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.
Так же неоценимую помощь в работе оказывают загадки. С помощью, которых в интересной и увлекательной для детей форме, можно знакомить с предметами обихода, одежды, профессиями.
С помощью проблемных ситуаций педагог даёт возможность каждому ребёнку оценивать происходящее и действовать в соответствии со своей гендорной ролью.
В работе с детьми широко используется игры. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
Народные игры являются основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Также с помощью народных игр можно познакомить дошкольников с обрядами, традициями русского народа. По своему содержанию все народные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Для мальчиков - «Гараж», «Дежурная часть», «Водители», «Изобретатели», «Парковка», «Строители». Для девочек - «Театр», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Магазин» и т. д.
Очень интересны для детей словесные, дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку» и т. д, а также настольно печатные игры.
Так же большую роль в гендорном воспитании имеет совместная трудовая деятельность. При выполнении трудовых поручений происходит усвоение дошкольниками гендорных норм. В процессе организации совместной деятельности детей на первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Например: Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам.
Детям надо создавать игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом надо поощрять мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.
В процессе художественно – эстетической деятельности при подборе музыкальных произведений необходимо учитывать пол ребё нка: мальчикам предлагается маршевая музыка, девочкам более нежная, лёгкая вальсовая. При постановке танцев широко используются парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место. Чтобы этот процесс происходил быстрее, детям можно предложить просмотреть видеозаписи с бальными танцами, рассмотреть фотографии с фестивалей, конкурсов.
Уголок изобразительной деятельности необходимо наполнить материалом, интересующим мальчиков и девочек. Это тематические раскраски для мальчиков и девочек: «Куклы», «Посуда», «Дом моды». «Транспорт», «Автомобили», «Динозавры» и т. д. В процессе рисования мальчикам предлагаются - трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.
Гендарный подход на занятиях по физической культуре заключается в том, что на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.
Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной
устойчивости детей дошкольного возраста
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Необходимо выделение игровых зон для мальчиков и для девочек.
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать принципы:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
-достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
Таким образом, содержание игровых и развивающих центров направленных на формирование гендерной устойчивости организованных в групповых помещениях обеспечит удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями
Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни.
Несомненно, очень важно работая в данном направлении поддерживать взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью проводятся различные формы работы с родителями :
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- проведение анкетирования на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье (приложение 7);
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка: «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т. д. ;
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники);
- вовлекать родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее) (приложение 8);
- консультаций для родителей – папки передвижки (приложение 9);
- организация родительских собраний по вопросам индивидуального развития мальчиков и девочек;
- «День открытых дверей»;
- круглые столы.
Таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка в семье с учётом гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов, социального, педагогического и даже исторического плана.
Заключение
Из выше сказанного можно сделать вывод, проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в воспитательно - образовательной работе.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно.
Таким образом, использование разнообразных форм работы, а также учет изменений, происходящих в общем, психическом развитии и возросшие возможности детей старшего дошкольного возраста позволят родителям, педагогам сформировать у воспитанников понимание о собственной половой принадлежности.