ольга кайгородова
Методические рекомендации «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.
Оглавление
Введение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 3
Глава 1. Роль мелкой моторики в развитии речи детей.. .. .. .. .. 4
Глава 2. Методические рекомендации по использованию игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.. .. .. .. .. . 8
2.1. Мои пальчики расскажут.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 8
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
2.2. Талант детей - на кончиках пальцев.. .. .. .. .. .. .. . 13
2.3. Виды упражнений на развитие мелкой моторики.. .. . .16
Заключение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .19-20
Список литературы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .21
3
Введение
Речь – важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморегуляции, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира.
Речь, во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с развитием мелкой моторики рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой есть взаимосвязь. Совокупность движений рук, тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения. При нормальном развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста речевое развитие достигает достаточно высокого уровня.
Следовательно, гарантия полноценного речевого развития зависит не только от формирования мышления, познания, саморазвития, речетворчества, но и во многом от развития мелкой моторики, что в настоящее время является актуальным.
4
Глава 1. Роль мелкой моторики в развитии речи детей
У многих детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно–коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отсутствует, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание,
5
задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать
речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу нужно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Сорока - белобока
Кашу варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
6
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем поочередно загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя – семья!
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
7
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родитель на себе все демонстрирует.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «Бегают» по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
8
Глава 2. Методические рекомендации по использованию игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
2.1. Мои пальчики расскажут
Уровень развития речи в прямой зависимости от степени сформированности движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное положение); «Птички» (пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки, затем можно перейти к более сложным играм.
«Футболисты»
Как–то на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды – команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука).
Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 -10 круговых движений).
Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).
9
На поле выходит команда белочек (работают правой рукой).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 -10 круговых движений).
Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).
Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).
Сбил, сколотил (стучат кулаком одной руки по кулаку другой).
Вот колесо (показывают круг обеими руками).
Сел да поехал (крутят воображаемым рулем).
«Ах, хорошо!» (покачивает головой).
Оглянулся назад (оглядываются…
Одни спицы лежат (показывают растопыренные пальцы обеих рук).
Свинка Ненила (хлопают в ладоши) –
Сыночка хвалила (поглаживают себя по голове) :
- То-то хорошенький! (поглаживают кисти правой руки)
- То-то пригоженький! (поглаживают кисти левой руки)
Ходит бочком (ребром ведущей руки ведут по столу,
Хвостик крючком (показывают указательные пальцы обеих рук,
Нос пяточком (ставят кулачек на кулачек и на нос). Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» используется для развития межполушарных связей.
10
У нашего (выставляют два кулака)
У Гришеньки (ставят ладони на ребро)
Под окошком (показывают две ладони)
Вишенки (выставляют два кулака)
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый ( левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца,
У Марины куст малины,
А у Вани (показывают ладонь)
На плетень (выставляют кулак)
Зелененький (ладонь)
Вьется хмель (кулак).
Коленька хороший (поглаживают кисть левой руки)
Коленька пригожий (поглаживают кисть правой руки)
Пройди по дороженьке (указательный и средний пальцы обеих рук шагают,
Топни (выставляют кулак,
Коля (ставят ладонь на ребро,
Ноженькой (показывают ладонь).
Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач, например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» (закрепление обратного счета)
На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (выставляют ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»,
Для овечек (пальцы правой руки «играют»).
11
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки,
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой,
А для женушки –
Подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
В старшем дошкольном возрасте нужно готовить руку к письму. Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.
Во втором полугодии в старшей к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое напряжение. Например:
• Рисуем большой треугольник, над ним - чуть поменьше, сверху – еще меньше. Что получилось? (елочка) Раскрасим ее.
• Рисуем квадрат над ним треугольник, в квадрате – окно, на крыше – труба, из трубы идет дым.
• Рисуем дождик: сначала тучу (дождевую, снеговую, потом дождинки (снежинки).
При знакомстве детей со словом объясняю: слово можно нарисовать.
12
Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазию. Расширяет словарный запас дошкольников.
Легко нарисовать существительные: день (солнце, ракета, свет (фонарь, окно).
Труднее нарисовать слова-состояния, слова-определения: жарко (солнце, весело (улыбка, добрая (мама, бабушка, верный (пес, щенок).
Еще интереснее задание – нарисовать слово с противоположным значением: большой – маленький, добрый – злой, чистый – грязный и т. д.
Можно рисовать и предложение. Особенно эффективно рисовать под диктовку при усвоении и закреплении предлогов. Рисунки помогают понять пространственное расположение предметов. Параллельно тексту даю схему предлога.
В гнезде – дрозды.
В небе белеют облака.
Яблоки – на яблоне.
На веточке – певчая птичка.
В старшем дошкольном возрасте после знакомства с первыми согласными звуками приучаю детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук: большой палец – согласный звук, указательный – а, средний – у, безымянный – о, мизинец – и.
Согласный звук представляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например: па, та, ма; пу, ту, му; по, то, мо; пи, ти, ми.
Сначала на пальцы надеваем красные колпачки – символы гласных звуков, затем работаем по памяти, меняя согласный звук.
Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа
13
согласный – гласный, доведенное до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности.
2.2 Талант детей - на кончиках пальцев
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Большое значение в развитии мелкой моторики имеют разнообразные приемы. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию мелкой моторики используют разнообразное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком.
Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования :
• Пальчиковая гимнастика;
• Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
• Конструирование из счетных палочек;
14
• Лепка из соленого теста и теплого воска;
• Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (газетной, картона, папиросной и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывком и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;
• Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или
аппликации);
• Выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы, др.);
• Выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелиграф разнообразных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и др.);
• Набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезные на квадраты размером 1 на 1 см;
• Нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
• Создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;
• Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
• Завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
• Перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т. д.).
15
• Игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.
16
2.3. Виды упражнений на развитие мелкой моторики
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока- ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологи детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Все упражнения разделены на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
17
требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают тонкую координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1. Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
2. Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
3. Растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, то есть вы сами сгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения. Сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений 3 и 2 групп ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. д.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения 1 группы).
18
После освоения упражнений 1 группы приступайте к выполнению упражнений 2 и 3 групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребенок выполняет сам.
Если же начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-3 лет и старше. То отрабатывайте последовательно все упражнения с 1 группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
19
Заключение
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они
20
являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки
как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
21
Список литературы
1. Анучина, Н. Т. Таланты детей на кончиках их пальцев [Текст] : //Ребенок в детском саду. // №2, 2006.-56с.
2. Белая, А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО Издательство АСТ, 2000.-76с.
3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.-228с.
4. Косинова, Е. М. Пальчиковая гимнастика [Текст] : М. : Библиотека Ильи Резина «ЭКСМО», 2004.- 95с.
5. Сидоренко, Л. В. Мои пальчики расскажут [Текст] : //Дошкольное воспитание// № 7, 2008.-15с.
6. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика [Текст] : ООО Издательство Астрель, 2002.-158с.
7. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] : СПб. : Лань, 1996.-67с.