Приложение МААМ

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения

Галина Куркова
Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА)

Статья посвящена воздействию развития мелкой моторики на развитие речевой функции у дошкольников из социально незащищенных семей. Рассматривается развитие речи дошкольников. Обосновывается взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи. Описывается опыт работы по развитию мелкой моторики детей из социально незащищенных семей.

Публикация «Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, речевое развитие, песочная терапия.

Согласно исследованиям в возрастной психологии, к 1,5 годам словарный запас ребенка обычно составляет около 10 слов, к 1 году 8 месяцам – уже около 50 слов, а к 2 годам – около 200. Словарный запас у трехлетнего ребенка составляет от 900 до 1000 слов. Процесс усвоения языка детьми всех народов включает стадию односоставных, стадию двусоставных и стадию полных предложений. Все существующие на земле языки содержат грамматические, синтаксические и семантические правила.

На темпы и сроки овладения речью во многом влияют индивидуальные особенности ребенка и условия его жизни. В условиях правильного воспитания происходит совершенствование произношения слов и исчезновение «детского жаргона». Примерно к трехлетнему возрасту усваивается грамматическая структура предложения, улавливание детьми предметных отношений и овладевание речевыми способами их выражения. К третьему году жизни ребенок может рассказать о виденном, пересказать слышанное, потребовать объяснение.

Неблагоприятно, на развитии речи сказываются ситуации, когда ребенок мало общается, ограничен в гигиеническим уходе, по отношению к нему проявляется гипоопека или гиперопека. Отклонения в речевом развитии и причины трудностей с речью у детей в возрасте 2 - 2,5 лет могут быть различными, например, задержки речи на стадии называния, плохое артикулирование, перегруженность речи «детскими» словами.

Главными направлениями усилий по активизации речи ребенка могут быть следующие:

- учет типичных интересов ребенка, не характерного для него на данном этапе развития типе общения со взрослыми (эмоционального или делового);

- четкое, ясное и не слишком тихое обращение к ребенку и стимулирование его к внятному произношению;

- включение активной речи в предметные действия, сопровождение показа игрушек и предметов эмоционально насыщенным рассказом;

- рассказывание сказок, чтение стихов, совместное рассматривание ярких, красивых картинок, книжек.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. По уровню развития движения пальцев можно судить и об уровне речевого развития.

Положительный эффект от применения упражнений на развитие мелкой моторики в работе с детьми в социальных службах проявляется в том, что такие занятия позволяют детям преодолевать эмоциональные трудности и коммуникативные барьеры, способствуют временному облегчению эмоционального состояния. Действенность таких упражнений и занятий в психотерапевтическом и психокоррекционном направлениях социальной работы с детьми-дошкольниками обусловлена особенностями игры как формы деятельности и ее влияния на психику играющего, состоящего в высвобождении блокируемых негативных чувств и эмоций. Игровое оформление терапевтического процесса позволяет преодолеть возможную замкнутость, стеснительность ребенка, его нежелание идти на контакт с психологом или социальным работником [3, c. 595].

Способствуя развитию речевых функций, деятельность по развитию мелкой моторики, способствует социальной реабилитации и интеграции в общественную жизнь дошкольников, состоящих на социальном обслуживании, находящихся в социальных приютах. Это обусловлено характером игры как вида деятельности, ведущего для дошкольников и сохраняющего свою важность позднее – на этапе младшего школьного возраста. Имея условный характер, игра позволяет прорабатывать те или иные ситуации взрослой повседневной жизни, формировать навыки поведения в этих ситуациях, в ходе чего ребенок развивается как личность и активный участник общественных отношений. Целенаправленная организация игровых занятий позволяет достичь желаемого социально-терапевтического и социально-реабилитационного эффекта.

О роли мелкой моторики в речевом развитии детей говорит тот факт, что в головном мозгу двигательные центры соседствуют с речевыми, чем и обусловлено положительное влияние пальчиковой активности, то есть мелкой моторики на успешное развитие речи.

Именно возраст 2-3 лет – это период, когда мозг человека активно программируется и обучается, в нем интенсивно формируются все новые и новые нейронные связи. Учеными доказан факт влияния двигательных импульсов пальцев рук на формирование в мозгу «речевых» зон и положительное воздействие на кору головного мозга ребенка. Комплекс разнообразных действий руками, пальчиковых игр оказывает стимулирующее влияние на речевое и умственное развитие ребенка [5, c. 107].

Первым кто в серьез присмотрелся к играм в песке стал Карл Густав Юнг. На основе заключений о том, что песочница по сути выраженная детская коллективная бессознательная игра, создано отдельное направление в психологии – песочная терапия.

Среди видов занятий, способствующих развитие мелкой моторики, мы особо выделяем упражнения, построенные на взаимодействии ребенка с песком [2, c. 6]. Игра в песок позитивно влияет на психоэмоциальное и речевое развитие, оказывая комплексное воздействие на ребенка.

Ее преимущества состоят в том, что тактильные упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря чему развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. Вся эта кропотливая, созерцательная работа вызывает спокойствие у ребенка, сосредоточенность, умение слушать. Помимо этого, песочная игротерапия вызывает интерес у детей, создает творческую атмосферу. Прикосновение к песку успокаивает и снимает напряжение. При работе с песком дети самоутверждаются. Опишу свой опыт проведения занятий с детьми.

Задание 1. «Чувствительные ладошки». Игра на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому игровые занятия начинаются именно с этого вида чувствительности.

Детям предлагалось сначала прикоснуться к песку, затем взять его в руки и «прислушиваться» к своим ощущениям. При проведении этой игры, я тоже попробовала взять песок в свои руки, что вызвало приятные ассоциации с морским пляжем. Дети же, прикасаясь к песку, также испытывали, в основном, положительные эмоции, им интересно, как песок просыпается сквозь руки, что песок теплый и его приятно держать в руках.

Задание 2. «Погружение в песок». Упражнение на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Дети погружали в сухой песок кисти рук и начинали ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Наблюдалась резкость в движениях, что свидетельствовало о тревожности и возможном страхе перед неудачей. Была выражена стесненность в движениях.

Задание 3. Мини-игры на снижение тревожности и незащищенности. Игра «Сундучок с сюрпризом».

Ребята открывали сундук с песком, в котором были спрятаны «сюрпризы». Им нужно было одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.

Не все дети справились с этим заданием, некоторые дети испугались в силу своей высокой тревожности и не стали доводить поиск до конца.

Игра «Что спрятано в песке».

Воспитатель закапывал в песок различные фигурки, ребята по очереди опускали руку в песок, находили там какую-либо фигурку, и, не вынимая её из песка, пытались на ощупь определить и назвать спрятанную в песке игрушку.

Не все дети правильно назвали спрятанные игрушки, кто-то ошибся. Один ребенок побоялся опускать руку за игрушкой в песок, что явилось очевидным свидетельством очень высокого уровня тревожности

Программа «Песочная игротерапия с детьми» рассчитана на детей с задержкой в развитии дошкольного возраста. Она включает игры и упражнения, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, образовательные, познавательные и проективные игры, а также игры на расширение представления детей об эмоциях, на снижение тревожности и незащищенности, а также игры, направленные на развитие воображения и творческих способностей детей.

Эффективнее проводить занятия с небольшой группой детей - 3-4 человека, необходимо применять разнообразные методы и способы, активизирующие словесное выражение эмоций, мыслительную и поисковую деятельность, воображение.

Использовать песочную терапию следует для детей :

• Задержка в развитии,

• Сложности в общении со сверстниками,

• Проявление агрессии,

• Психологическая травма,

• Замедленное развитие речи

• Гипервозбудимость и синдром дефицита внимания

Как результат таких занятий у ребят наблюдается положительные сдвиги в развитии мелкой моторики, которая стимулирует речь. Ребенок восстанавливает психологическое равновесие, выплёскивает негативные эмоции. Психологически, это так же выражение эмоций, особенно тех, которые дети еще не могут выразить словами. Такая терапия помогает понять, что на душе у маленького человека. Маленьким детям работа с песком дарит успокоение, комфорт, возможность создать свою реальность.

Таким образом, развитие мелкой моторики влияет на дальнейшее развитие речи детей в возрасте 2-3 лет, что обусловлено близостью расположения речевых и двигательных центров коры головного мозга, а также тем, что именно в данном возрасте центральная нервная система ребенка наиболее пластична и активно формируется.

Литература

1. Александрова, Т. В. «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.

2. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» – М. : ООО «Гном-пресс», 2000. – 18 с., ил.

3. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596. — URL https://moluch.ru/archive/79/13976/ .

4. Носачева Н. В., Шанина Е. С. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/archive/145/40660/.

5. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. C.104-112

6. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю. А. Соколова» – М. : 2004.

Публикации по теме:

Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Консультация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей «Влияние пластилинографии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в ДОУ» Консультация для родителей:«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей в ДОУ».Не обязательно быть специалистом в области детской.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Педсовет «Влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2.«Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики детей от 1–3 лет Тема : самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Цель : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного.

Развитие мелкой моторики детей с рождения до восьми лет Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры.

Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников» Борисова Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ № 211 «Сибирячок» г. Кемерово Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников «Ум.

Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района «Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 17:53
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Галина Куркова (УИ 1898172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД