Зуля Сальникова
Развитие речи у дошкольников посредством мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи у дошкольников, через мелкую моторику рук».
Актуальность вопроса и перспективы:
Вопрос о полном развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста до сих пор остается актуальным и сегодня.
Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выразить свои мысли, чем шире его возможности познания окружающей действительности, тем значительнее и полнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее его психическое развитие.
Поэтому я считаю, что очень важно позаботиться о своевременном формировании речи ребенка, его чистоте и правильности, предупреждении и исправлении различных нарушений. И родители, и учителя обеспокоены вопросом о том, как обеспечить полноценное развитие речи ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к обучению ребенка является формирование его речевых навыков.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук, поскольку сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи прямо пропорционально степени мелкой моторики. Так, на основании опроса детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то развитие речи также задерживается. Таким образом, развитие мелкой моторики является одним из наиболее эффективных средств развития речи у детей.
В ходе действий с предметами у детей, в очень раннем возрасте, начинается развитие мелкой моторики. Сначала появляются цепкие движения, при этом происходит восприятие и развитие зрительно-моторной координации, развивается ручной навык, развивается координация действий обеих рук и различаются движения пальцев.
При нормальном развитии к концу 3-х лет имитация движений не представляет достаточной сложности. Малыш точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, их речевые навыки недостаточно развиты, их речь плохо понимается другими и не соответствует возрастным стандартам.
Я считаю, что недостаточное развитие мелкой моторики, может привести к появлению негативного отношения к посещаемости ребенка в детском саду, а затем к изучению тревожного состояния ребенка в школе. Что побудило меня систематизировать и обобщить накопленный материал по теме:
«Развитие речи у детей дошкольного возраста, через мелкую моторику рук».
Целью моей работы является:
Формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Ведущая педагогическая идея.
Что такое моторика? Под моторикой понимают совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика рук и пальцев, артикуляционная моторика).
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Определив основное направление своей работы, я начала создавать предметную среду, которая расширила бы мир детей, стимулировала бы их разнообразную творческую деятельность и, в свою очередь, способствовала бы развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а следовательно, и развитию речи, и способствовала подготовке руки ребенка к письму.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
К средствам мелкой моторики относятся :
- Работа с бумагой (складывание (оригами, аппликации, вырезание ножницами)
- Лепка из пластилина, глины, теста
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с камешками, скрепками, крупой, пуговицами, бусинками.
- Массаж кистей, рук и пальцев
- песок
- Шнуровки
- Игры с конструктором, мозаикой
- Рисование, раскрашивание, штриховка
В этом учебном году я использовала лишь часть упражнений и игр по развитию мелкой моторики рук, например:
1. Массаж карандашами. Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
2. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся ежедневно так как они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
3. Игры – шнуровки. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева".
4. Пластилинография. Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования. Освоенные техники лепки: 1. Отщипывание-это отрывание небольших кусочков пластилина от большого куска. 2. Раскатывание-это когда маленькие кусочки пластилина раскатываются в колбаски, палочки (при выполнении объемных фигур в работе) 3. Заглаживание-это приклеивание маленьких кусочков пластилина на картон или дощечку и размазывание его пальчиками (выполнение плоских деталей) 4. Скатывание- это формирование пластилиновых шариков большего или меньшего размера методом круговых движений (для изготовления фруктов, цветка и пр.)
5. Упражнение с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
6. Штриховка. Раскрашивание. Прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.
7. Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
8. Веселые резиночки. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции. Игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета.
9. Нетрадиционная техника рисования. (Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм.
10. Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).
11. Выкладывание фигур из счетных палочек. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
12. Оригами. (Конструирование из бумаги) Данный вид деятельности в образовательном процессе является актуальным, так как он обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
13. Обрывная аппликация. Обрывная аппликация способствует развитию у детей множества умений и навыков, а именно - развивает творческие способности, образное логическое мышление, мелкую моторику, аккуратность, самостоятельность, усидчивость.
14. Игры с пуговицами. Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать следующим принципам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями
2. Упражнения, которые предлагаются ребенку, должно быть заранее подготовлено взрослым (отрепетированы движения, выучен текст)
3. Начинать нужно с более легких упражнений, и по ходу их освоения вводить в более сложные
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения
5. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе
6. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка
7. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Используемая литература.
1. 1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».
3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».
4. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.
5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. ,2000 г.
6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
7.https://studbooks.net/1815124/pedagogika/razvitie_rechi_doshkolnikov_razvitie_melkoy_motoriki.
8. https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/vliyanie-motoriki-na-razvitie-rechi
10. Светлова И. В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений. М., ЭКСМО, 2003.
15. Цвынтарный в. М. Играем пальчиками и развиваем речь. М., Гном и Д, 2008.
16. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
17. https://razvivashka.online/razvitie-rechi/motorika-ruk-i-rech
18. https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie