МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников

Татьяна Викторовна Стрелковская
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников.

Содержание

Содержание….2

Введение…. 3

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет…5

Развитие мелкой моторики у детей 3- 4 лет…. 9

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет…. 13

Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет…. 16

Заключение …. 19

Список использованных источников….20

Приложения ….21

Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Введение

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Вопрос развития мелкой моторики у детей не теряет свой актуальности так, как усовершенствование методической базы в этом вопросе еще не закончено.

В данной методической разработке будут предложены игры и упражнения, которые помогут развить мелкую моторику ребенка. Она имеет узкую направленность и является дополнением к принятым в детском саду программам.

Задания разделены по возрастному принципу так, как в разном возрасте у детей отличаются физические и психологические возможности. Так, в возрасте 2-3 лет в процессе развития мелкой моторики должны главенствующую роль играть игры. Ведь ребенок еще только начинает развивать произвольное внимание.

Задачи, которые могут быть воплощены посредством внедрения этих методических разработок:

- развитие мелкой моторики ребенка;

- совершенствование навыков обращения с объектами различной величины;

- освоение бытовых навыков;

- изучение окружающего мира.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует правильному формированию речевых навыков. В возрасте 2-3 лет речевая функция у большинства детей находиться на стадии становления, а значит и развитие моторики как никогда актуально.

В младшем дошкольном возрасте ребенку еще сложно выполнять определенные действия с целью тренировки, поэтому развитие мелкой моторики проходит только в игровой форме.

Пальчиковая гимнастика «Зайки»

Цель: развивать мелкую моторику, тренировать память детей.

Ход занятия:

Воспитатель во время знакомства с пальчиковой гимнастикой сам произносит слова. При повторных проведениях пальчиковой гимнастики дети помогаю воспитателю произносит слова.

Воспитатель: Детки, сейчас мы познакомимся с озорными зайками. Я вам прочту стихотворение, а вы повторяйте движения за мной.

«Зайки по полю скакали,

Зайки в салочки играли

(все пальцы сжимаются в кулак и выпрямляются)

Один зайка проиграл,

Очень медленно скакал.

(из закрытого кулака показывает большой палец, медленно его сгибает и разгибает)

Другой зайка вдруг помог,

К другу прыгнул скок-поскок.

(с большим пальцем вместе сгибает и разгибает указательный палец)

Вот так дружба, зайцы все

Поскакали по траве

(все пальцы сгибаются и разгибаются).

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Цель: развивать мелкую моторику, тренировать память детей.

Ход занятия:

Воспитатель во время знакомства с пальчиковой гимнастикой сам произносит слова. При повторных проведениях пальчиковой гимнастики дети помогаю воспитателю произносить слова.

Воспитатель: «Детки, сейчас мы вспомним, что такое семья. Я вам прочту стихотворение, а вы повторяйте движения за мной.

Жил был пальчик-дедушка

(загибает большой палец,

Жил был пальчик-бабушка

(загибает указательный палец,

Жил был пальчик-мамочка

(загибает средний палец,

Жил был пальчик-папочка

(загибает безымянный палец,

Жил был пальчик-я

(загибает мизинец)

Вот такая дружная крепкая семья

(делает вращательные движения кулаком).

Игра с застежками «Одень медвежонка».

Цель игры: тренировка мышц кисти, развитие мелкой моторики рук, получение бытовых навыков (одевание, раздевание).

Необходимые материалы: мягкая игрушка медвежонок, одежда с разными типами застежек (пуговицы, липучки, крючки).

Ход игры:

Воспитатель:

- Детки, это Медвежонок. Ему очень холодно и он очень бы хотел, чтоб его одели. Вот на столике лежат рубашечки, давайте попробуем одеть Медвежонка. Давайте подходить к столику по очереди.

Дети по очереди подходят к столу, воспитатель помогает воспитанникам, если появляется необходимость:

1 человек одевает на медвежонка рубашку;

2,3,4 застегивают по одной пуговице;

5, 6, 7 расстегиваю по одной пуговице;

8 человек снимает с медвежонка рубашку.

По тому же принципу игра продолжается с рубашками на липучках и крючочках.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы детки, пока мы одевали нашего Медвежонка, он совсем согрелся.

Примечание

Во время игры воспитателю важно проследить, чтобы дети участвовали в разных этапах одевания-раздевания медвежонка. Это позволит детям тренировать различные бытовые навыки.

Игра «Повара»

Цель игры: тренировка мышц кисти, развитие мелкой моторики рук, получение и закрепление знаний об овощах и фруктах.

Необходимые материалы: пластиковые овощи и фрукты, корзинки.

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети, вы знаете, кто такие повара? (если дети не могут ответить на вопрос, то воспитатель объясняет, что это люди, которые готовят еду). А хотите сами немного побыть поварами? Перед вами фрукты и овощи, вам нужно собрать все фрукты в одну корзинку, а овощи в другую. Будьте внимательны.

Примечание

Упражнение может проходить в форме соревнования.

Игра "Жонглеры"

Цель игры: тренировка мышц кисти, развитие мелкой моторики рук, тренировка координации.

Необходимые материалы: не большие мешочки наполненный смятыми листами бумаги.

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети вы видели какие ловкие жонглеры в цирке. Сейчас я хочу, чтоб вы подкидывали и ловили мешочки как настоящие жонглеры.

Воспитатель подкидывает и ловит мешочек.

Развитие мелкой моторики у детей 3- 4 лет.

Развитие мелкой моторики должно быть непрерывным. В 3-4 года ребенок имеет уже значительно больше навыков, которые можно использовать при развитии мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет помогает не только улучшить координационные навыки малыша, но и способствует формированию красивой и четкой речи.

Упражнения «Что умеют наши пальцы»

Цель упражнений:

Воспитатель:

-Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас поиграем пальчиками повторяйте движения за мной.

"До свидания". Кистями рук поочередно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.

"К нам, к нам". Пальцами рук поочередно или синхронно выполняются движения, приглашающие приблизится.

"Червячки шевелятся". Локти лежат на столе в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. В этом упражнении пальцы слегка приподнимаются от поверхности стола и быстро опускаются.

"Брызги воды". Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображается движения, будто стряхиваешь воду с рук.

"Дождик идет". Руки лежат свободно на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.

"Игра на пианино". Кисти рук слегка касаются края стола

Игра «Одень птичку»

Цель игры:

Воспитатель:

- Посмотрит, ребята, к нам прилетели птицы. Только что-то у них перышек совсем нет. Давайте скорее «оденем» наших гостей «перышками». Украсьте мелкими кусочками цветной бумаги (бумагу надо рвать как можно мельче) наших птичек.

Игра «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель разбивает детей на пары и показывает ленты. Воспитатель:

- Дети, сейчас мы будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тот победил. Раз, два, три - крути.

Вначале воспитатель показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем это же выполняют двое детей. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной воспитателем, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Примечание: Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время.

Пальчиковая гимнастика «Славная семейка»

Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка.

Первый палец главный самый,

Он, как папа, он большой.

И совсем похож на маму

Указательный, второй.

Третий палец — средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвертый — очень странный,

Оттого, что безымянный.

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец — пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть мой мальчик,

Научившийся считать.

(Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем на правой.)

Игра «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

Воспитатель:

- Детки, сядьте за столы и давайте поиграем. Поставьте указательный и средний пальчик на бумагу, вот так (воспитатель демонстрирует движение). Видите ваши пальчики похожи на маленькие ножки. Поставьте пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

1. нужно передвигаться используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже может осмыслено выполнять упражнения и задания, хотя игровая деятельность все еще остается основной.

«Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюльки или большие миски, 1 кг гороха или фасоли.

Ход игры:

Воспитатель насыпает в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Воспитатель:

- Дети, давайте поиграем в пекарей. Представьте, что в мисочка и кастрюлях тесто давайте вымесим его (воспитатель показывает движения). Дети запускают туда руки и изображают, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети, бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игра «Посади цветочек»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: карточка (Приложение 1)

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети, перед вами карточки. Проведите пальчиком от цветочка к горшочку, так мы посадим его. А теперь постучите кончиками пальцев по цветочку, как будто мы его поливаем.

Примечание: Дети могут проходить лабиринт и с помощью карандаша.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Оборудование: карандаши, контурные изображения различных предметов (Приложение 2).

Ход игры:

Воспитатель:

- Дети давайте поучаствуем в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Архитектор»

Цели: развивать мелкую моторику, развивать воображение и пространственное мышление.

Оборудование: пластиковый конструктор.

Ход игры:

Воспитатель:

-Дети, сегодня у нас пройдет конкурс архитекторов, каждый из вас построит по замку и мы с нашим жюри (дети для жюри выбираются по желанию) выберем победителя.

Разбирать «замки» после конкурса можно предложить жюри. (Так мелкую моторику задействуют все дети в группе)

Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.

Многие ученые ссылаются на широко известные исследования М. М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Для систематической тренировки мелкой моторики необходимо использовать специальные задания. При этом время выполнения заданий может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Упражнения с пуговицами (комплекс упражнений)

Цель упражнений: развитие координации движений, развитие усидчивости и произвольности психических процессов, тренировка внимания.

Поднимание пуговиц

Воспитатель: «С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол».

Примечание: В процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Кто быстрее?

Воспитатель:

- Детки сейчас я положу вам пуговицу на указательный палец. Ваш товарищ должен переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронит пуговку.

Примечание: Можно разделить детей на команды и устроить соревнования.

Передай пуговицу по кругу

Воспитатель:

-Дети сейчас вам нужно встать в кружок и передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Кто уронит выбывает из игры на круг.

Подбери пуговицу

Перед занятием воспитатель раздает карточки. (Приложение 3)

Воспитатель:

- Дети, вам нужно подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке.

Игра «Собери птицу»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепить знания о геометрических фигурах.

Необходимые материалы: вырезанные из цветного картона круги, овалы и треугольники.

Ход игры:

Воспитатель:

- Что это? (Фигуры). Как они называются? (Геометрические). Можно собрать птицу из геометрических фигур? Вспомните, какие части тела есть у птицы? (Голова, туловище, клюв, крылья) На какие геометрические фигуры похожи? (круг, овал, треугольник, треугольник)

Выкладывают силуэт птицы на столе.

Примечание: На основе этой игры может быть проведено занятие по аппликации, тогда детям дается цветная бумага и ножницы и они сами вырезают фигуры.

Игра «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Воспитатель кладет пробки на столе вверх резьбой. Воспитатель:

- Это — «лыжи». Поставьте указательный и средний пальцы них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Примечание: Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Развитие мелкой моторики должно проходить последовательно и непрерывно. Данная методическая разработка может помочь педагогу дошкольного воспитания проводить занятия направленные на развитие мелкой у детей разных возрастов, реализуя тем самым принцип непрерывности воспитательного процесса.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.

Особенно это важно в раннем дошкольном возрасте, поэтому предложено возрастное градирование заданий и игр.

Данная методическая разработка не является обособленным материалом, а может воплощаться в комплексе с общепринятыми дошкольными образовательными программами.

Так, рисование, лепка и аппликация, которые повсеместно внедрены в детские дошкольные учреждения, также развивают мелкую моторику. И если чередовать указанные в данном методическом пособии игры и упражнения с другими видами деятельности, то это принесет еще большие результаты.

Также педагоги могут предложить использовать игры и упражнения в домашних условиях родителями, что также повысит их эффективность, ведь благодаря этому большее количество времени будет уделено развитию мелкой моторики, что принесет свои плоды.

Так, как методическая разработка имеет узкую направленность, то она не может заменить комплексную воспитательную программу, но может успешно дополнить ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

2. Белобородова Г. Л. Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/03/kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk_u_starshih_doshkolnikov.pdf

3. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. – Москва, Обруч, 2011.

4. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2174/

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Педагогическая концепция «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

План самообразования «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Программа саморазвития Тема «Влияние развития.

Проект в средней группе «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный,.

Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Выступление на педагогическом совете «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи» С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 09:52
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна Стрелковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД