Папки-передвижки

Художественно-эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей

Грасмик Елена
Художественно-эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

]Методическая система педагога

Направленность моей методической системы «Художественно-этетическое воспитание, как средство формирования творческих способностей детей». Изучение данного вопроса в работах таких ученых как Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, А. А. Мелик, Б. М. Неменский, Е. М. Торошилова, А. Н. Утехина, Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Р. А. Мирошкина. позволило сформировать цель профессиональной деятельности - _ создание эмоционально-комфортной атмосферы для успешного освоения художественно-этетического воспитания.

Публикация «Художественно-эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей» размещена в разделах

Анализ и структурирование содержания учебного материала позволяет выделить базовые понятия, ключевые представление модели развития творческих способностей у детей. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для достижения поставленной цели используются такие образовательные технологии как, преподавание предмета художественное творчество, кружковая работа, использование не традиционных технологий в изготовлении поделок. Использую различные методы; элементы ТРИЗа, экскурсии, проводила работу с родителями, оформляла фотовыставки, выставки детских работ.

Использую коллективную и индивидуальную форму организации учебной деятельности, что позволяет организовать работу всех и каждого ребенка в группе и развить их самостоятельность.

Даю открытые занятия для воспитателей своего дошкольного учреждения и педагогов района. Получаю только положительные отзывы коллег.

Опыт моей работы был обобщён и сдан в методический кабинет. По теме своей работы проводила мастер-класс для Покровского, Жирновского, Налимовского МБДОУ.

Результатом деятельности в рамках методической системы являются разработанные мною пособия для создания творческих поделок в разных техниках; «оттиск печатками из картофеля», «оттиск смятой бумаги», черно-белый граттаж, кляксография, тычкование, монотопия пейзажная и т. д. Разработаны конспекты НОД, выставки детских работ по разным тематикам. Собрана коллекция лучших детских работ за последние 10 лет, которая хранится в кабинете ИЗО-студии и используется как образец для показа.

Целенаправленная работа в формировании творческих способностей дала определенный эффект: выпускники детского сада обладают всеми навыками и умениями и имеют высокие результаты освоения программы в области художественного творчества, что подтверждают отзывы и благодарственные письма от педагогов школ и родителей детей.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач педагога. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.

Мой опыт заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Все дети любят рисовать и рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не принуждаю, а стимулирую и поддерживаю малыша, открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одно плановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чё тко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому, в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов. Доказательством служит участие и завоевание призовых мест детей в городском конкурсе рисунков «Мой папа-защитник Отечества», а также во областном конкуре детских рисунков на сайте Мааам. ру «Система добровольной сертификации информационных технологий». Участие в акции «Колокольчик памяти»,посвящённой празднованию 68-ой годовщины Победы в ВОВ 1941-1945гг.

В опыте значима интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Музыка».

Работу с детьми строю так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у меня и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают в дальнейшем приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. По мере накопления опыта повышаю уровень актуальности использования нетрадиционных техник рисования в деятельности дошкольников, ориентированным на социальный запрос и образовательные интересы детей и взрослых.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, педагоги: П. П. Блонский, А. В. Луначарский и др. Опираясь на их опыт, лучшие педагоги во главе с Н. Л. Гродзенской и др., продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Вот такое творческое начало художественная, изобразительная деятельность и искусство воспитывают в ребенке, и в этой своей функции они ничем не могут быть заменены. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

В связи с этим передо мной встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., я нашла много интересных идей соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи: сформировать у детей технические навыки рисования; познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования; привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму. В основу опыта положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Канва моего опыта, с применением нетрадиционных материалов и техник в изо деятельности, способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Отличительной особенностью опыта является деятельности подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.) . Мой опыт универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.

Следующей особенностью опыта является акцент на общее развитие личности, включая ее психофизическое совершенствование. С этой целью в непосредственно образовательную деятельность (НОД) мною включены элементы сказкотерапии, фантазирование, ассоциативное рисование, игротерапия и игровые методы, развивающие игры (пальчиковые игры) .

Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя ИЗО, име-ющего определенный опыт педагогической практики и владеющего содержанием программы.

Результативность опыта: выставки рисунков, соревнования, художественные конкурсы : районного, окружного, федерального, всероссийского масштаба.

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Отмечу, что работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 18:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Грасмик Елена (УИ 1993398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД