Алина Скороходова
Методическая рекомендация «Роль импровизации в современной хореографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль импровизации в современной хореографии
Импровизация – это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Она всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики. В социальном танце, она достаточно широко используется, когда танцор полностью растворяется в музыке и начинает выражать свое эмоциональное состояние в той или иной манере. Когда исполнитель прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее его пространство или партнеров – это состояние называется движенческой импровизацией.
Публикация «Методическая рекомендация „Роль импровизации в современной хореографии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Александр Гиршон говорил: «существует достаточно распространенное заблуждение – считать, что в отличие от хореографии, импровизация – это отсутствие школы и техники. На самом деле школа импровизации есть – но другая, она работает на другом структурном уровне. В первую очередь, это техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствования партнера, пространства. Если танцорам традиционных направление (включая джаз и модерн) нужно проводить много часов у станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин: «Проводят много часов на полу, осознавая связи внутри тела» (из статьи «Импровизация и хореография», альманах Танцевальная Импровизация)».
Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности, индивидуальности, и этим отличается от «чистой» техники танца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, «соавторами» импровизационного танца.
Еще, Айседора Дункан считала, что танец – это выражение «духа», что он вдохновлен природой. Дух – это жизненный принцип в человеке, это принцип сознательной жизни, это посредник между телом и душой. Дункан хотела все, что может угнетать душу, высвободить через тело. Она считала, что в «теле должна обитать свободная душа». Человек будет танцевать, и тело «воскреснет после ста лет забвения цивилизацией», но не одно тело и не в войне с душой и духом, а в блестящей гармонии.
Каждая телесная форма выражения (телодвижение) может быть средством движения человеческих душ.
Мы все бегаем с маской, нашей «персоной», как ее называл Юнг, при помощи которой мы желаем презентовать себя миру, и которая одновременно служит защитой от него.
Существует несколько стимулов импровизации :
- Импровизация от слышимых стимулов: все, что слышит танцовщик в форме звука, является слышимым стимулом. Основная задача обучения данной импровизации – это развить у танцора умение быстрого нахождения ответа в движении на звук.
- Импровизация от визуальных стимулов: все, что видит танцор, может вызвать или не вызвать стимулы к движению.
- Импровизация от касательных стимулов: она основана на всем том, чего касается импровизирующий. Основная задача – это развитие чувствительности и быстроты реакции на изменение напряжения от восприятия неодушевленных и одушевленных предметов.
Так же существует и контактная импровизация – вид, форма движения, импровизационная по природе, вовлекающая два тела в соприкосновение. Побуждающие импульсы, инерция и вес тел передаются через точку физического контакта, которая постоянно вращается вокруг тел танцоров. В основе этой импровизации была идея, что для исполнения этого танца необходимы два человека. Работа этой импровизации заключается в том, что исследуется способность сознания слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились.
Стив Пэкстон – создатель танцевальной формы «контактная импровизация».
По словам Пэкстнона: импровизация – это разговор. Ты не говоришь заранее свою речь. Вопросы и ответы возникают во время разговора. У тебя есть общая идея – что ты хочешь сказать, и в точный момент и в нужное время ты выражаешь это. Поэтому существует множество путей выразить это и всегда есть возможность выбора.
Контактная импровизация – тоже разговор, но здесь есть определенные принципы диалога. И ты используешь их в танце. Это как дискуссия на определенную тему, когда мы задаем вопросы и получаем ответы в процессе разговора. Ты не знаешь, какое следующее движение сделаешь, оно рождается благодаря импульсам, которые возникают в вашем дуэте – диалоге. Ты не придумываешь движения, они рождаются в твоем теле.
«В контактной импровизации образы сначала ощущаются телом, а потом осознаются умом» Стив Пэкстон.
Благодаря импровизации, любой танцор может самовыражаться в танце. В импровизации нет определенных рамок, которые должен исполнять танцор. Закрыв глаза, слушая свое тело и «растворившись» в музыке, исполнитель начинает танцевать так, как он чувствует и как ему хочется.
В институте, на предмете по современному танцу, преподаватель всегда, в конце пары, давал нам время на импровизацию и каждый из нас по одному импровизировал под музыку, которую задавал нам преподаватель. И когда, он понимал, что мы начинали танцевать, а не импровизировать, он останавливал нас и просил закрыть глаза, отключиться, почувствовать свое тело и снова продолжить импровизацию. По началу, это было очень трудно, но со временем, становилось легче, и ты уже сам понимал, импровизируешь ты или танцуешь определенные школы и нужно остановиться, постоять и импровизировать дальше.
Так же со временем, мы начали изучать контактную импровизацию. И это оказалось намного труднее, чем импровизировать одному. В этой импровизации, ты уже чувствовать, понимать, что хочет сделать партнер, почувствовать и найти общий язык.
Работая с детьми младшего школьного возраста, на занятиях, включив музыку и смотря на детей, ты понимаешь, что дети по-особому импровизируют. Они не задумываются о том, как они выглядят со стороны, красивы ли их движения или нет, они это делают спонтанно и так легко и беззаботно. С детьми старшего школьного возраста, импровизация уже совсем выглядит по-другому. Здесь дети уже более задумываются, смотрят на себя, как они выглядят со стороны, красивы ли их движения или нет, что они не сразу начинают импровизировать так, как им хочется, нежели дети младшего школьного возраста. Им становится труднее показать себя с другой стороны, при помощи импровизации и в большей части в их исполнении виднеется определенная школа и базовые движения.
Именно по-моему мнению, импровизация должна присутствовать на уроках хореографии. Давать детям выражать себя, свои мысли, чувства и эмоции. Благодаря импровизации, они начинают более раскрываться и быть совсем другими.
Список литературы
1. Гришон А. "Танцевальная импровизация", М., 2014.
2. Баскаков В. Свободное тело. - М. - 2010.
3. Петербургский театральный журнал, 2002.