Татьяна Мокина
Методическая рекомендация по ознакомлению с произведениями художественной литературы в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация.
Ознакомление с произведениями художественной литературы в средней группе.
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Публикация «Методическая рекомендация по ознакомлению с произведениями художественной литературы в средней группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В средней группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Их учат отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (трудолюбивый, добрый. смелый); выразительно читать потешки и небольшие авторские стихотворения.
С новыми сказками и рассказами детей знакомят 2-3 раза в месяц. Беседа по содержанию прочитанного занимает теперь значительно больше времени, чем во второй младшей группе. Она должна помочь ребенку понять содержание произведения, разобраться в поступках героев, заметить своеобразие языка. Вопросы воспитателя должны направить мысль ребенка на поиски информации, позволяющей обобщить факты и события, находить ключ к правильной оценке поступков героев. В начале года педагог, задавая вопрос, предлагает детям на выбор слова, которые они смогут использовать при ответе («Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?»). Постепенно следует приучать дошкольников самостоятельно находить характеристики. К концу второго полугодия дети должны уметь находить для характеристики персонажа 4-5 определений, выбирая наиболее точные и емкие.
Детям этого возраста свойственна потребность дать самооценку сказке (рассказу). Педагог должен помочь им в этом («Пока я читала книгу. Вы все время смеялись. Значит. это не грустная и не страшная книга, а ….?»-«Веселая, смешная»).
Пятый год жизни чрезвычайно благоприятен для развития у детей языкового чутья. Большую роль в этом развитии играет доступный ребенку анализ произведений с позицией образности и выразительности языка.
Во время чтения произведения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако ля того чтобы они стали достоянием детской речи, необходимо предоставить ребенку возможность многократно повторить их. Например, педагог начинает фразу, а дети заканчивают: «Кот лапкой слезы утирает. Петя?» - «Крылышком подбирает». Затем они изображают кота, утирающего лапкой слезы, петушка, крылышком смахивающего слезу, и снова повторяют описание (русская народная сказка «Жихарка»).
Педагог постоянно приучает воспитанников не только следить за ходом событий, но и замечать новые слова, необычные сравнения.
После чтения дети находятся под сильным впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы почитали еще. За неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться чтение отрывков из произведения. Уже с начала года следует привлекать детей к выбору этих отрывков. Выбор отрывка – трудная, чрезвычайно полезная для ребёнка деятельность. Заявки воспитанников позволяют педагогу проанализировать, как воспринята и осмыслена книга, а самим детям - разобраться в новом для них произведении.
В этой группе занятия по заучиванию стихотворений имеют много общего со структурой занятий по пересказу: чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части; чтение воспитателя после беседы; чтение стихотворения детьми.
Чрезвычайно важна беседа по прочитанному. Она должна помочь ребёнку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, как правило, ускользающую от внимания детей, почувствовать красоту и образность поэтического языка.
В беседе следует предусматривать пояснения педагога о том, как следует читать те или иные строчки и упражнение детей ы их выразительном чтении. Анализ стихотворения в сочетании упражнениями на запоминание и выразительное чтение отрывков занимает много времени. Но именно эта работа позволяет повысить умственную и речевую активность детей. Завершается беседа чтением воспитателя. При этом педагог должен обратить внимание воспитанников на то, как прозвучат в его исполнении те или иные строчки, в выразительном чтении которых дети уже упражнялись – и хором, и индивидуально («Сейчас я прочту стихотворение «Солнышко – ведрышко еще раз. Обратите внимание на то, как я буду просить солнышко «выглянуть в окошко», расскажу о том, как и плачут дети, прикажу ему нарядиться и выйти к людям»).
Во время самостоятельной декламации дети часто утрачивают интонации, удавшиеся им при чтении отрывков. Это закономерно, так как ребенок вынужден одновременно решать несколько задач: восстанавливать в памяти, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Поэтому дети должны иметь возможность повторять стихотворение на последующих занятиях и во внеучебное время.
Читая стихотворение самостоятельно, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Подсказывать ему следует тихо, так, чтобы было слышно только рассказчику. Тогда для слушателей его чтение будет относительно плавным. Не следует требовать от детей громкого чтения. Нужно приучать их декламировать, не напрягая голоса, с естественными интонациями.
Чтобы детям не наскучило слушать стихотворение в исполнении сверстников, педагогу необходимо использовать различные игровые приемы. Например, можно предложить ребенку заменить имя, которое уже стоит в тексте, именем своего товарища – как бы подарить ему стихотворение и одновременно вызвать читать после себя. Эффективен прием эстафетного чтения (закончивший читать передает, кому захочет, какой – нибудь предмет; елочку, флажок, и др.). В некоторых случаях целесообразны драматизации.
Занятия по заучиванию стихотворения следует заканчивать чтением воспитателя. Полезно разрешать детям читать вслух вместе с педагогом, но не вслух, как в младших группах, а шепотом. Такое чтение учит ребенка четко произносить слова, совершенствует дикцию, активизирует работу артикуляционного аппарата.
Пройденный материал необходимо регулярно повторять. В этих целях следует использовать любую возможность повторения произведения целиком или в отрывках: побуждающие детей припоминать художественное произведение определенного жанра («Сегодня я расскажу вам новую сказку. Подумайте и ответьте, какие сказки вы уже знаете?»); вопросы, выявляющие первые читательские вкусы ребенка («Какая сказка нравится больше всех? Прочти свое самое любимое стихотворение»).
Литература.
Л. В. Русакова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Методические рекомендации. Москва «Просвещение»1986
Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. :Питер, 1996.
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982/