Индира Вагабова
Методическая разработка «Роль экологии в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Глава I. Роль экологии в воспитательно-образовательной деятельности
1. Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
2. Ознакомление детей с природой Родного края
3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Публикация «Методическая разработка „Роль экологии в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
1. Создание экологического пространства для ознакомления с природой Ленинградской области
2. Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром
3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Литература
Введение
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием воспитателя и родителей, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание любить, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Глава I. Роль экологии в воспитательно-образовательной деятельности
.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
В ФГОС предусмотрено всестороннее развитие детей. В процессе интегрированных занятий формируется личность ребенка.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это - источник новых знаний различных природных явлений. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями. Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.
Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. С этого начинается ответственность за все живое.
Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят, если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов, не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.
У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания.
Наблюдения в повседневной жизни - ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
Различные типы занятий по ознакомлению детей с природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.
Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
. Отбор содержания экологического воспитания.
. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей.
. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент - включает знания и умения:
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
Нормативный компонент включает знания и умения:
Деятельностный компонент - включает знания и умения:
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
.1 Создание экологического пространства
Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Труд и наблюдение детей за растениями в уголке природы в группе воспитатели организуют в течение всего года.
Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Родного края.
Рассмотрим требования, предъявляемые к отбору обитателей уголка природы:
. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.
. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения неприхотливые по уходу за ними.
. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений ; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях посещения детского учреждения.
В уголке природы старшей и подготовительной групп можно иметь одинаковые растения, но в подготовительной группе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с уходом. Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Ленинградской области
В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, на участке детского сада это может быть такая форма, как работа по экологической тропе. В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.
Е. Серова. Незабудки.
Их видимо не видимо, не сосчитаешь их
И кто их только выдумал, веселых, голубых.
Как будто оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края.
Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста :
Позиция 1
Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).
Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.
Вопросы и задания:
•Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
•Что объединяет все живые существа?
•Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы - живые? Передвигаются ли они?
•Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
•Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др. ?
Позиция 2
Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
Вопросы и задания:
•Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
•Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
•Как ты узнал, что наступает осень?
•Какое время года было до нее? Какое наступит после?
•Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
•Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец, обосновывая свои действия.
Позиция 3
Цель: выявить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
Вопросы и задания:
•Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
•Что нужно для того, чтобы растение росло?
•Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла?
•Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
•Где растут растения?
•Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
•Найди ошибку художника и дай пояснения. ( Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные - на огороде и др.).
•Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины - краснеть?
•В какой период осени начинается листопад?
•Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
•Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
•Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Позиция 4
Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др., определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др., чего нет у других животных).
При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.
Вопросы и задания:
•Где живут рыбы (птицы и др. ?
•Могут ли рыбы жить без воды?
•Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
•Как передвигаются другие животные?
•Чем питаются животные?
•Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
•Почему не видно насекомых?
•Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
•Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?
С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы и задания:
•Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
•Есть ли в природе "ненужные" животные (растения? Что случится, если исчезнут все насекомые?
•Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
•Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Литература
1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.
3. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : «Просвещение», 1993.
5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М. : «Просвещение», 1978.
6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л. Ф. Мельчакова - М., 1981.
7. Горшеков С. П. - Экология и географические основы охраны природы. М., 1992.
8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. - М. : «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.
9. Дмитриев Ю. Д. Большая книга леса. - М. Детская литература, 1974.
10. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. - М. : «Просвещение», 1985.
11. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детсада. - М. : Просвещение, 1982.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 8-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия»,
13. Коробкин В. И., Передальский Л. В. Экология. Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2001. с. 545-549.