Татьяна Дмитриевна Денисова
Презентация родительского собрания «Роль современной игрушки и значение игры на психическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Денисова Т. Д
Презентация родительского собрания
в старшей группе №11 (для детей с ОВЗ)
Тема: «Роль современной игрушки и значение игры на психическое развитие детей»
Подготовила:
Денисова Т. Д
Игра не пустая забава.
Публикация «Презентация родительского собрания „Роль современной игрушки и значение игры на психическое развитие детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития.
Д. В. Менджерицкая
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
Цели:
показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка;
показать достоинства и недостатки современных игрушек;
стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком.
План проведения:
1. Просмотр фрагмента занятия по ФЭМП.
2. Практикум для родителей «Учимся играя»
3. Консультация для родителей с элементами игрового тренинга.
4. Анализ анкетирования родителей.
5. Подведение итогов собрания.
Подготовительная работа: папка-передвижка «Такие разные девочки и мальчики», консультация, приглашение на собрание для родителей, оформить памятки.
Плакаты:
Ход собрания:
I. Вступительная часть
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
II. «Занимательная математика»
Просмотр фрагмента занятия по ФЭМП.
Занятие провела дефектолог Воликова Н. В.
III. «Учимся играя» Практикум для родителей, провела учитель-логопед Ширяева Е. Н.
IV. Памятка для родителей «Играем дома»
Воспитатель:
В детском саду дети много играют. Игры бывают разные. В какие игры вы играете дома с ребенком? (слово родителям)
Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребенку найти занятие? Чем можется занять себя ребенок, использую следующие материалы:
- скорлупа, тесто, манка, фасоль, различные крупы, венчик для взбивания.
Играем дома
«Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
«Тесто»
Лепите все, что захочется.
«Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
«Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
«Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
«Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
«Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
«Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.
«Сухие завтраки- колечки» и т. п.
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
V. Консультация на тему: «Роль игрушки в жизни ребенка»
Родители сидят по кругу, за столами, на них лежат кружки красного и зеленого цвета.
Воспитатель:
Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи. Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках : какие они, в чем их «плюсы» и «минусы». Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.
Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный "мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.
Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
Вы согласны или нет?
Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покемоны, монстры, человек-паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки– трасформеры : человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Вы согласны или нет?
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни : кукольное семейство (может быть и семья зверушек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Вы согласны или нет?
Какую куклу лучше покупать: "Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи.
Вы согласны или нет?
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию: Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием,
Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.
В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т. д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно). проконсультироваться со специалистом.
Вы согласны или нет?
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Вы согласны или нет?
Мягкая игрушка. Ее главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами : пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую : мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.
В магазинах можно найти любимыми всеми с детства персонажей "Спокойной ночи, малыши”, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими.
Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.
Вы согласны или нет?
Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.
Вы согласны или нет?
Воспитатель:
В конце нашей встречи предлагаю Вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей «Компьютер – это добро или зло?»
Компьютер – это добро или зло?
Плюсы
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
Это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
Минусы
При несоблюдении режима, компьютер превращается не в друга, а во врага
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости
Чтобы компьютер здоровью не навредил необходимо регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером
Непрерывная продолжительность работы с компьютером
для детей 4 - 5 лет не должна превышать 10 минут,
для детей 6 -7лет – 15 минут
необходимо соблюдать правила посадки за компьютерным столом
После работы за компьютером необходима зарядка для глаз.
Соблюдая эти правила, компьютер может стать полезным средством развития ребенка и помните, что компьютер и телевизор никогда не заменят ребенку живого общения.
VI. Анализ анкетирования родителей.
Анкета для родителей
1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)
2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?
3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?
4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?
5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?
6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?
7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?
Рекомендации:
Игра – превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Так как, развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого и для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, научите его этому. Игра от общения со взрослым становится богаче, содержательнее. Родители, интересуйтесь играми детей, помогайте расширять их сюжеты, не считайте игру пустой забавой и уделяйте ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.
VII. Подведение итогов «Веселая точка».
Воспитатель:
Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).
Давайте поиграем, поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.
Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.
Если вы полагаете, что игрушка — это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.
Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.
Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.
Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.
Благодарим всех за активную работу!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!