Лидия Лемех
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества
начального общего образования в современной школе.
Образование – важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
1. Главные качества учителя как залог повышения качества начального общего образования.
Публикация «Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Главная задача учителя учить светло, радостно, без принуждения и надрыва, учить только с помощью улыбки, ласки, милосердия и доброжелательности. Возможно ли это? Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Нельзя не сказать об очень важном факторе – личности самого учителя. Сухомлинский считал, что «учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».
Итак, повышение качества образования во многом зависит от качества работы самого учителя. Работа в школе требует от учителя следующих качеств.
• Призвание учителя – это, прежде всего любовь к детям, постоянное совершенствование своего мастерства. Не секрет, что и сейчас некоторые педагоги на протяжении десятилетий используют наработанные стандартные схемы, не обновляющиеся годами.
• Способность к педагогической работе – это умение ясно, кратко, интересно и увлеченно передать свои знания учащимся.
• Организаторские способности – это умение планировать свою педагогическую работу учитывая способности и возможности учащихся класса.
• Мастерство учителя – это, прежде всего безупречное знание своего предмета.
• Профессиональная компетентность – умение создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка.
Именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.
Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.
Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи.
• Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
• Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
• Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
• Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
• Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
• Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
• Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
• Тактичен.
• Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
• Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством).
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
• Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
• Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу
• Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.
• Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.
• Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.
• Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
• Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
• Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
• Не творчески работает.
• Педантичен, формалист.
2. Роль учителя в современной школе, статус педагога.
Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависит от работы учителей, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Есть выражение: «школа не может быть лучше учителей». Значит, изменения нужно начинать с педагогов, в первую очередь с повышения статуса учителя.
Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Современный учитель обладает навыками применения компьютерных телекоммуникаций. "Неграмотный" в компьютерном отношении учитель является балластом, и не только в плане собственных возможностей, но и с точки зрения статуса учителей в целом. Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен. Именно ему придется научить детей жить в мире, где каждый день происходят перемены. Общая задача педагогов будет заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность приобщиться не только к известной информационной технологии, но и к той технологии, которая придет на смену нынешней. Новые информационные технологии настоятельно требуют укрепления и усиления роли учителей. Учителям нужно давать любые возможности для того, чтобы они смогли войти в новый век с достоинством и чтобы их статус, был более высоким. В современной школе понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, энергичными. «Личность воспитывает личность» - это азбука воспитательного процесса. Поэтому личность учителя имеет исключительную роль в обучении и воспитании ребенка. Личностные качества педагога предоставляют процессу обучения ценностно-значащую направленность и своеобразность влияния через индивидуальную культуру общения, поведение: быть выдержанным и спокойным, отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств. Интеллектуальное развитие должно дополнять моральное и ценностное воспитание. Именно в условиях исследовательской деятельности становятся реальными качественные изменения в педагогическом мышлении учителей, происходит интенсивное развитие их творческих способностей и в результате - эффективное формирование педагога-исследователя.
Педагог-исследователь:
• Ориентирует свою педагогическую деятельность на новые достижения науки.
• Непрерывно исследует свою систему работы, осуществляет научный анализ ее разных составных.
• Стремится постоянно повышать результативность своей работы.
• Владеет умениями практического использования методики педагогического исследования.
• Тяготеет к общению с учеными и педагогами-новаторами для ознакомления с актуальными проблемами отечественной и зарубежной педагогики, передовым опытом работы, инновационными технологиями, знает о профессиональных достижениях своих коллег.
Тенденция нового образования должна заключаться в том, чтобы
ребенок становился сознательным хозяином своего оснащения; образование должно открыть ему глаза на жизнь, распахнуть перед ним двери в мир объективных явлений и отношений. Первоначально необходимо выяснить природу его естественных импульсов:
- тяготеют ли они к физическому выражению, ручному труду, куда можно включить широкий спектр возможностей квалификации по специальностям;
- есть ли у него скрытые способности к тому или иному виду искусства, реакция на цвет и форму, отклик на музыку и ритм;
- позволяет ли его интеллектуальный уровень пройти чисто ментальный тренинг в области анализа, дедукции, математики или логики.
Учитель должен выявить творческие способности учащихся интуитивно или через диагностическую работу, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, ориентировать в отношении будущей профессии.
Для этого можно применять практические работы, творческие проекты, олимпиады, эксперименты, творческие поиски зажигают в глазах учеников огоньки заинтересованности, которые не угасают на протяжении продолжительного времени. Желание узнать о чем-то новом с каждым днем возрастает. Работа в группах, парах не дает возможности растеряться более слабым ученикам, каждый начинает верить в свои собственные силы.
По словам Я. Коменского, «учитель - помощник природы, а не ее властитель, ее строитель, а не реформатор», поэтому он сам выбирает формы, методы и приемы, которые оказывают содействие развитию естественных наклонов учеников.
Главная задача учителя - не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ними. Учитель выступает как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отбрасывая ни одного ответа, стать на позицию каждого, кто отвечает, чтобы понять логику его мысли и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации. Обучение логике, дискуссии, диалогу, решению проблемы не предусматривает быстрого получения правильного ответа. Поэтому возможны ситуации, когда на одном уроке не удается открыть истину. Кропотливая работа учителя дает возможность, выполнять интересные для детей задачи, подойти к проблеме с разных сторон, побуждать учеников мыслить, находить способы решения проблем, учить размышлять, доказывать, обосновывать свою мысль. Школьники с первых шагов в овладении знаний должны искать способ действий, учиться пользоваться им, пока не явится перед ним новая проблема. Цель всего этого - свести к минимуму пассивное пребывание детей на уроке. Учитель для них - партнер, лишь более опытный.
Задача педагогов - научить детей самостоятельно размышлять, уметь спорить, отстаивать свои мысли, задавать вопрос, быть инициативным в обретении новых знаний. Ведь, как говорил Л. Толстой «Знание - только тогда знание, когда они добыты напряжениям своей мысли, а не памятью». Именно при таких условиях можно воспитать творческого ученика, способного не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Для выполнения этих задач современный педагог должен быть креативным.
Креативность - это возможность творить, создавать что-то новое, нестандартно решать проблемы. Это проявляется в разных сферах жизни, не только в науке и искусстве, но в общении, обучении, планировании времени, быту. Поэтому мы можем развивать креативность в одной сфере, а проявляться она будет и в других областях.
.Креативность дает смысл, делает жизнь богаче, интенсивнее и счастливее.
Креативный учитель:
• Стимулирует и поддерживает творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.
• Обеспечивает возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций.
• Проявляет через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
• Проводит рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
• Проявляет терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.
• Учит школьников принимать и ценить собственное мнение, (как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.
• Можно сказать, креативность - это долг человека перед самим собой.
Педагоги, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Учителя, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи учеников, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивают в себе умение слушать, сопереживать. Именно таким должен быть современный учитель.
Список источников.
1. Бухвалов В. А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества» Центр «Педагогический поиск» Москва 2004.
2. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М. : Просвещение, 1986.
3. Ершов П. М., Ершова А. П. Общение на уроке. – М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
4. Иванов Д. А. – М., журнал «Директор школы», №6, 2007.
5. Кухарев Н. В. Мастерство учителя. – М. : Просвещение, 1995.
6. Безденежных О. С. Роль учителя в современной школе.