Ирина Алексеевна Печникова
Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольник
ов. [/b]
(В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп»)
Публикация «Обучение инструментальной импровизации и её влияние на развитие песенного творчества дошкольников» размещена в разделах
Одним из этапов в подготовке детей к песенному творчеству является обучение дошкольников инструментальной импровизации. Подготовка к ней включает в себя изучение музыкальных инструментов (демонстрация, история создания, способы звукоизвлечения и др.) с обязательным слушанием музыки. Без накопления музыкальных впечатлений через восприятие музыки детское исполнительство и творчество не будут развиваться. Именно накопление опыта впечатлений играет важную роль в формировании музыкальной культуры ребёнка.
Очень много музыки написано композиторами – классиками для детей: Э. Григ, С. Прокофьев, П. Чайковский, Р. Шуман, С. Майкопар, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Й. Гайдн и др. Слушая музыку, дети учатся различать смену характера в произведениях, а также пытаются анализировать произведения с точки зрения использования музыкальных выразительных средств теми или иными музыкальными инструментами для создания музыкального образа. Опыт восприятия необходим для исполнения музыкальных произведений и творческих импровизаций. По мнению О. П. Радыновой без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не несёт развивающей функции.
Важным условием в обучении детей инструментальной импровизации является обучение элементарным навыкам игры на музыкальных инструментах, показ различных способов звукоизвлечения, которые способствуют передаче выразительности музыкального образа. Для создания одного и того же музыкального образа детям стоит предлагать не один, а несколько различных инструментов, тем самым побуждая дошкольников к дальнейшему творчеству в самостоятельной деятельности: музицированию, импровизации, сочинению мелодий.
На занятиях детям стоит давать разные по степени сложности задания. Можно начать с простых звукоподражаний, затем перейти к сочинению в различных жанрах, созданию мелодий различного характера. Очень полезно изображение одного образа на разных инструментах. Дети старшего дошкольного возраста способны улавливать контрасты в пределах одного жанра, одного названия, одного настроения. Творческие задания, включающие в себя сопоставления контрастов, перечисленных выше, развивают творческие способности детей во всех направлениях.
Излюбленное творческое задание для детей – это коллективная импровизация на заданную тему (игра в оркестре). Здесь для начала используем известные музыкальные произведения, где детям предлагается сочинить свою музыкальную партию (сопровождение, аккомпанемент). Поскольку музыкальный материал ребёнку знаком, творческий процесс проходит гладко - ребёнок с удовольствием импровизирует на инструменте.
Далее предлагаю детям совместную творческую импровизацию. Для начала исполняю собственное сочинение для фортепиано и предлагаю детям создать оркестровку. Здесь начинается индивидуальная работа. Каждый ребёнок имеет возможность сочинить свой аккомпанемент, запомнить его и исполнить вместе с педагогом. Все творческие работы обсуждаются, выделяются лучшие работы. В дальнейшем дети стремятся самостоятельно сочинять несложные мелодии, стремясь передать определённый образ, используя при этом различные выразительные средства. Здесь можно предложить ребёнку выступить в роли солиста, автора - сыграть сочиненную мелодию на инструменте, а педагог может выступить в роли аккомпаниатора. Подобный опыт вызывает у детей стремление к дальнейшему самостоятельному процессу творчества в свободной деятельности.
Наличие инструментов, как в музыкальном зале, так и в игровых зонах в группах, их доступность, разнообразие, а самое главное, их качество несомненно активируют творческий процесс мышления детей, стимулируя их к созданию собственных сочинений.
Дети любят выступать перед сверстниками, демонстрируя свои успехи. Выступления повышают значимость творческого процесса для самого ребёнка. Можно для начала попросить его сыграть на инструменте, а затем напеть сочиненную мелодию. В дальнейшем предложить сочинить слова к данной мелодии, постепенно приближая воспитанников к песенному творчеству – сочинению мелодий на заданный текст.
Инструментальная импровизация является одним из замечательных способов подготовки к песенному творчеству тех детей, кто робок, стеснителен в своих проявлениях. Совместное творчество (музицирование, инструментальная импровизация, индивидуальный подход к каждому ребёнку раскрепощает детей, даёт возможность выхода творческой энергии, которая получает воплощение в создании творческих работ детьми во всех видах музыкальной деятельности. Созданные нами условия способствуют развитию творческой личности ребенка.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011.