Елена Александрина
Методическая разработка проекта «Знакомство детей с профессией эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателя структурного подразделения
«Детский сад №114» комбинированного вида
Рузаевского района
Александриной Елены Алексеевны
Аналитическое обоснование: Глава нашей огромной страны 2017год объявил годом Экологии. Владимир Владимирович Путин заявил: «России надо сокращать вредные выбросы и бороться с промышленным и бытовым мусором, ставшим проблемой для многих природных и заповедных районов. Иначе потомки получат непригодную для жизни среду» [1].В решении этой архисложной задачи огромная роль отведена экологам, профессия которых приобрела в последнее время огромное значение. Это люди, которые изучают, что происходит с разными живыми существами, когда вокруг них изменяется воздух, вода, повышается уровень шума, яркость света. Они учат других, как нужно спасать хрупкий окружающий нас мир. Актуальность этой профессии огромна.
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В дошкольных учреждениях детей знакомят с разными профессиями. Знакомство с профессией «Эколог» и принятия этой роли на себя в игровой деятельности способствует формированию основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Дети имеют возможность принять участие в решении задач на государственном уровне, «поработать» дошколятами-эколятами.
Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери придумал такое правило: «Встал утром, умылся, привел в порядок себя – приведи впорядок свою планету!»[2]. У сказочного принца планета была мала, и он управлялся один. Наша планета огромна, поэтому порядок на ней может быть только в том случае, когда каждый житель и взрослый и ребенок будет поддерживать его. Для более эффективной работы по этому вопросу вовлечения родителей и общественности в образовательный процесс используется проектный метод.
Цель: Развитие познавательно-исследовательских, творческих способностей дошкольников. Формирование представлений о профессии «Эколог», материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о различных сторонах трудовой деятельности, о различных видах технического оборудования. Проявление позитивного отношения и уважения к труду эколога. Проявления активной гражданской позиции.
Задачи
1. Создание условий для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей
2. Обеспечение развития первичных представлений о профессии «Эколог». Материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о различных сторонах трудовой деятельности, о различных видах технического оборудования, облегчающих выполнение трудовых функций эколога
3. Обеспечение развития первичных знаний о жизненно важных для людей потребностях и необходимых для их удовлетворения природных (водных, почвенных, растительных, животного мира) ресурсах, в том числе и родного края, об ограниченности природных ресурсов и необходимости экономного и бережливого отношения к ним
4. Обеспечить развитие первичных представлений о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления — гроза, наводнение, сильный ветер, некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары)
5. Создать условия для проявлений осторожного и осмотрительного отношения к природе, бережливого и экономного отношения к природным ресурсам (выключать свет при выходе из помещения; закрывать кран сразу после пользования водой; закрывать за собой дверь для сохранения тепла; экономно расходовать бумагу для собственных нужд и др.)
6. Создать условия для самостоятельного поддержания порядка в группе и на участке, выполнения обязанностей дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы.
7. Создавать условия для проявления интереса к социальным событиям, в том числе отражённым в средствах массовой информации, обсуждения их с взрослыми и сверстниками, проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
8. Создание условий для приобретения опыта вступления в деловой диалог и участия в нём в процессе совместной и самостоятельной деятельности, общения по поводу социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации.
Замысел проекта: Проект предполагает проявление познавательно-исследовательской, творческой активности детей.
Получение детьми знаний о профессии эколог, использование знаний в повседневной игровой деятельности.
Пополнение предметно-развивающей среды в группе по данной теме.
Сплочение всех участников педагогического процесса педагогов, детей и родителей.
Привлечение внимания жителей города к проблемам экологической направленности. Проявление активной гражданской позиции по данному вопросу.
Тип проекта: Познавательно-информационный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Проект долгосрочный.
1этап. Подготовительный
Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной плодотворной деятельности всех участников проекта.
Составление плана проекта и разработка стратегии реализации проекта.
Анализ предметно-развивающей среды и ее функциональности по данной теме
Работа с методической и научно-популярной литературой по данной теме.
Анкетирование родителей.
Подготовка информационного пространства (консультации, родительские собрания, папки-передвижки, буклеты, листовки).
Подбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
2 этап. Реализация проекта в разных видах детской деятельности.
Коммуникативная деятельность
Формы работы
Ситуация общения: Появление в группе героев Ворчуна, Елочки, Шалуна и Умницы. Они принесли детям интересную книгу «Азбука природолюбия». И обещали рассказать о профессии эколога.
«Круглый стол» (педагоги, родители дети): «Как сохранить природу?», «Красная книга», «Что изучают экологи?»
Встреча с интересными людьми: Встреча и беседа с экологом железнодорожного предприятия.
«Детский совет»: Планирование и обсуждение детьми путей реализации проекта
Учебная деятельность
Формы работы
Непосредственная организованная деятельность: «Что такое экология? И от кого ее нужно защищать? «Эколог профессия будущего», «Жизнь на суше, в воде, в воздухе», «В природе все важны»
Познавательно-поисковая деятельность
Формы работы
Проблемная ситуация: «Как защитить природу?»,«Какой должен быть эколог?» (беседа-рассуждение), Рузаевская станция «Юнитер»,«Природа родного края»
Экскурсии, целевые прогулки: Экскурсия в Выставочный зал «Природа Мордовии», «Как прекрасен этот мир», Экскурсия на станцию «ЮНИТЕР», Целевая прогулка в сквер и парк.
Просмотр видео и фотоматериалов, презентаций, иллюстраций и т. д:
«Экологи», «Экологические катастрофы и их последствия», «Спасение животных, растений и человека», «Заповедники», «Природа Мордовии», «Что нужно для работы экологу», просмотр мультфильмов «Чебурашка», «Смешарики»
Досуговая деятельность
Формы работыВикторины, конкурсы, развлечения: [/b]Викторина «Знатоки родной природы», Конкурс «Лучший экологический проект семьи», Показ экологической сказки
«Случай в лесу», Экофестиваль «Ожившие деревья»
Экспериментально-исследовательская деятельность.
Формы работы
Исследование природного мира, наблюдения познавательные опыты и эксперименты: Опыты по изучению неживой природы: воды, воздуха, почвы.
Опыты по изучению живой природы: исследования насекомых, растений
Социальное экспериментирование: «Что мы можем сделать для сохранения чистоты в нашем городе?», «Как дети могут помочь экологам?», «Водное царство и его обитатели. Как им помочь?»
Восприятие художественной литературы фольклора
Формы работы
Загадывание загадок: Загадывание загадок по тематике.
Заучивание: Разучивание поговорок, пословиц по теме.
Г. Снегерев «Природа»,С. Есенин «Берёза»;
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света»,
Чтение, обсуждение: Ч. Туричин «Кто главный в лесу?»,А. Яшин «Покормите птиц зимой», К. Забойский «Почему жужжат жуки»,С. Ахматова «Жили люди на планете…»,А. Усачев «Мусорная фантазия»,А. Сметанин «Пришла беда»
Экологические сказки
Игровая деятельность
Формы работы
Сюжетно-ролевые игры: «Маленькие экологи», «Путешествие»
«Скорая помощь»
Игровые ситуации: «Лесные пожары», «Цветочная поляна»
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», «Кому, что нужно?», «Собери картинку», «Найди ошибку», «Волшебный круг», «Выбери нужное», «Береги природу»
Словесная игра: «Назови ласково», «На земле, в небесах и на море», «Кто живет рядом», «Эколог», «Угадай растения, животного, птицу, насекомого», «Цепочка» «Кто, где живет»
Игры с мячом: «Я знаю», «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода»
Двигательная деятельностьФормы работы
Подвижные игры: «Филин и пташки», «Коршун», «Лиса в курятнике», «Волк изайцы», «Стой, олень», «Хищник в море», «Кого вам?» «Сокол и лиса»,
«Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Высокий дуб»
Тематические физкультурные развлечения: «Клад Лесовика», «Морское путешествие», «Полет над Землей»
Конструктивная деятельность
Формы работы
Конструкторское бюро: «Река - красивые берега»(с использованием всего строительного материала,«Станция эколога» (крупный модуль,«Подводный корабль экологов»(Конструктор «Тико»,«Воздушная «Скорая помощь»
(использование конструкторов разного типа соединения)
Продуктивная деятельность
Формы работы
Творческая мастерская. Выполнение индивидуальных и коллективных работ по ИЗО деятельности: Создание стенгазеты «Берегите природу!» с привлечением детей, сотрудников, родителей,буклет «Что такое хорошо, и то такое плохо»,листовки «Мы за чистый город!»
Лепка: «Природа родного края», «Мир насекомых», «Кем я буду»
Ручной труд с использованием бросового материала.
Рисование «Город будущего», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Красоты земли», «Море и его обитатели» «Профессия – эколог» «Дорисуй…»,
Оформление альбомов, книжек-малышек папок-передвижек, выставок по теме: «Прикоснись к природе сердцем», «У природы нет плохой погоды», «Большая работа, маленьких экологов»,«Красивое рядом»
Книжки – малышки: «Природа родного края», «Красная книга», «Редкие растения», «Дикие кошки», «Морские млекопитающие»
Волонтерская деятельность
Формы работы
Проведение акций: «Мы за чистый город!» с выходом на улицы города и привлечением общественности.
«Посади дерево» Акция с привлечением семей воспитанников.
Совместная деятельность взрослых и детей по улучшению мини-экосистемы детского сада. Формы работы
Труд в природе, бытовой труд, поручения: Привлечение детей к поддержанию чистоты на участке и групповой комнаты. Сбор урожая с огорода для питомцев «ЮНИТЕРА»
Собирание
Сбор урожая с огорода для питомцев «ЮНИТЕРА»
Собирание гербария «Лекарственные травы»
Собирание коллекции семян для уголка «Лекарственные травы»
Наблюдение
Наблюдение за работой дворника
Примечание:Волонтёрское движение – это объединение добровольцев, участвующих в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности.
Волонтёрское движение «Божья коровка» организовано в детском саду №114 ОАО «РЖД» для проведения деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей, направленной на бережное отношение к окружающей среде, воспитание социально-активной личности, культуры природолюбия.
В волонтерском движении «Божья коровка» главные – дети. Взрослые (педагоги и родители) – помощники и наставники. Присоединиться к движению может семья любого воспитанника
3 этап. Заключительный
Проведение торжественного приема детей старшего дошкольного возраста в эколята.
В процессе реализации данного проекта произошло глубокое осознание проблемы и взрослыми и детьми. Все участники проекта, объединенные единой целью, проявили активную гражданскую позицию и семьями присоединились к волонтерскому движению дошкольного образовательного учреждения «Божья коровка». Они стали надежными помощниками экологов в нашем городе.
Литература
1. https://www.1tv.ru/. /316961-vladimir_putin_provel_zasedanie_gossoveta_posvyasc.
2. Сент-Экзюпери. Маленький принц / Сент-Экзюпери, - Минск: ПКООО «Макбел», 1998.