Ойгул Кадырова
Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Будем знакомы»
Воспитатель первой квалификационной
категории Кадырова Ойгул Иркиновна
1 младшая группа «Цыплятки»
г. Санкт- Петербург, 2016г.
Проект "Будем знакомы" ГБДОУ детский сад № 154 Адмиралтейского района
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик : воспитатель первой младшей группы Кадырова О. и.
Публикация «Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста „Будем знакомы“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Основные участники проекта : дети 1 младшей группы, возраст : 1,7- 2,9 года; родители детей, посещающих 1 младшую группу; воспитатели; медицинская сестра.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь
Актуальность
По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60%детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:
знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
подготовительная работа в семье;
выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.
При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:
неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;
сенсорный голод сказывается на развитии мозга.
Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.
При поступлении в детский сад 65% детей старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.
Возраст от 1,7-2,9 лет - считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.
Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цель и задачи проекта
проекта :
создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов :
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
Анкетирование (родителей);
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического проекта.
Гипотеза
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода);
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра);
протекание адаптации (медицинская сестра).
Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (организационный) :
изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
создание методического обеспечения;
создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский) :
знакомство с семьей;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность:
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность:
совместные праздники, развлечения;
работа «Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»;
работа с детьми;
итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства».
3этап. Заключительный (результативность).
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста (составила из нескольких этапов) :
прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности);
установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)
Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями вадаптационный период. (в соответствии с ФГТ)
Этапы
месяц Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
Сентябрь
1 этап
Организацион-
ный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек».
2. Ведение адаптационных карт.
3. Организация мини-игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей.
«Социализация».
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
«Художественное творчество»
-рисование крупой, песком, манкой.
«Физическая культура»
-подвижные игры,
-хороводные игры,
-пальчиковые игры.
«Художественная литература»
-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
1. Оформление уголка уединения психологической разгрузки.
«Социализация»
2. Модернизация «Уголка ряженья»,
игрового пространства «Семья».
3. Оформление развивающей среды в соответствии с ФГТ.
4. Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:
-социально-демографический паспорт семьи
-личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде.
Родительская встреча «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Диагностическое обследование.
Анкетирование. Консультации:
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»
Информацион-
ные листы-памятки с кратким материалом.
Организация «Горячей линии».
Октябрь
2 этап
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация»,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:
«Давайте познакомимся», «Игра в гости». Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в течение дня через разные формы работы:
Подвижные, дидактические игры.
Подвижные игры с правилами.
Игровые упражнения.
Соревнования.
Сюжетные игры.
Игры с правилами.
Совместные действия.
Игры с предметами.
Театрализованные игры.
Игровые упражнения, развивающие игры.
Самостоятельные игры с любимыми игрушками.
Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением.
«Утро радостных встреч».
Засыпание (колыбельная).
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Музыкальные игры.
Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики.
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных стендов, тематические выставки методической литературы, статей.
Изготовление игрушек для центра сенсорики.
Изготовление «Цветочной поляны» для центра сенсорики.
Работа
«Горячей линии».
Ноябрь
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье»
«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).
Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья».
Внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры. Театр мягкой игрушки.
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям.
Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства».
Анализ деятельности.
Повторное анкетирование родителей.
Консультации:
«Стиль воспитания в семье, самодиаг-
ностика: «Какой вы родитель».
Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей.
Фотовыставка.
Оформление презентации для родителей совместного праздника (дети, родители, воспитатели).