Баянова Юлия Владимировна
Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем и в муниципальном этапе краевого конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста "Юный исследователь".
Публикация «Методическая разработка исследовательского проекта „Необычное в обычном, Камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
"Однажды наш воспитатель, Юлия Владимировна, прочитала нам несколько сказов Павла Петровича Бажова: «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка». Нам очень понравились сказки об уральских старателях, добывающих красивые камушки в рудниках. Мы заинтересовались камнями. Нам стало интересно, откуда они появились, давно ли? Почему они такие разные? Для чего нужны? Чем полезны? Мы поняли, что так мало о них знаем!
Целью нашей работы стало узнать историю появления камней на Земле, их свойства и польза для человека.
Для этого нам нужно было:
- рассмотреть энциклопедии о камнях;
- провести опыты с камнями и выяснить их свойства;
- узнать, где и как используются камни.
Мы предположили, что камни могут обладать необычными свойствами, которые могут быть полезны человеку.
Объект исследования : свойства камней и их значение в жизни человека.
Предмет исследования : камни.
Методы исследования : анализ литературы, сравнение, наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, экскурсия в музей.
В энциклопедии «Мир камней» мы нашли значение слова «камень». Оказывается камень – это кусочек горы или горной породы. Камню столько же лет, сколько Земле! Камушки различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях. Некоторые камни «родились» во время извержения вулканов из лавы, например, гранит. А другие камушки - из остатков древних растений и животных, например, янтарь. А есть и такие, которые растут много-много лет под землёй, постепенно переходя из жидкого состояния в твёрдое, кристаллизуясь. Их так и называют – кристаллы. Например, кристаллы горного хрусталя. А есть и такие камни, которые прилетели из космоса.
Мы решили рассмотреть камни поближе и провести несколько опытов.
Опыт №1 «Цвет, форма, размер»
Мы рассмотрели коллекцию камней и увидели, что они разного цвета: белые, чёрные, красноватые, зелёные, жёлтые. Ещё камни разного размера : большие, поменьше, совсем маленькие. Формой камни тоже отличаются : есть треугольные, округлые, овальные, плоские, с острыми углами.
Вывод: все камни отличаются размером, формой и цветом.
Опыт №2 «Поверхность камня на ощупь и через лупу»
Через лупу мы как следует рассмотрели разные камни. Оказывается, при близком рассмотрении камня через лупу на них видны крапинки, линии, узоры. А если его потрогать руками, то можно ощутить, что одни камни гладкие, а другие - шероховатые, с трещинками, ямочками.
Вывод: поверхность камня не однородная.
Опыт №3 «Прочность»
Чтобы проверить твёрдый камень или нет, воспользовались молоточком. Стукнули по камню, он остался прежней формы. Но такие камни, как уголёк или мел, легко расколются.
Вывод: прочность камня зависит от его происхождения. Есть камни очень прочные, например, гранит, а есть и хрупкие – мел, известняк, уголь.
Опыт №4 «Твёрдость»
Возьмём в одну руку пластилин, в другую камень и крепко сожмём. Что же произошло? Пластилин изменил свою форму, потому что он мягкий, а камешек нет, потому что он твёрдый и крепкий.
Вывод: камень твёрдый.
Опыт №5 «Прозрачность»
Мы взяли в руки лупу и рассмотрели яшму и горный хрусталь. Горный хрусталь прозрачный, а яшма – непрозрачная.
Вывод: горный хрусталь – это кристалл, поэтому он прозрачный, а яшма – минерал, поэтому она непрозрачная.
Опыт №6 «Температура камня»
Возьмём камень и долго подержим его в кулачке. Он согрелся и стал тёплым. А если вынести на холод, то он быстро остывает и становится очень холодным.
Вывод: камень может нагреваться от тепла и удерживать тепло. Но он так же быстро и остывает, если нет источника тепла.
Опыт №7 «Плавучесть»
Возьмём глубокую тарелку, нальём в неё воды и опустим в неё деталь деревянного конструктора. Она не утонула. Затем опускаем камень, он сразу утонул.
Вывод: деревянный брусок не утонул, потому что он лёгкий, а камень утонул, потому что он тяжёлый. Камень тяжелее дерева. А ещё от камня по воде пошли круги, и он изменил свой цвет, стал ярче. Вода делает цвет камня ярким.
Опыт №8 «Растворяемость»
Опустим в воду кристаллы каменной соли. Соль через некоторое время растворилась.
Вывод: некоторые кристаллы в воде растворяются.
Ещё мы прочитали в энциклопедии «Энергия камней», что люди научились выращивать искусственные кристаллы. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах. Мне захотелось самой попробовать вырастить кристалл. Мама купила в магазине специальный набор «Лучистые кристаллы». Следуя инструкции, мы вырастили красивые розовые кристаллы дома за два дня!
Экскурсия в музей
Мама увидела моё увлечение камнями и решила сводить меня в музей «Мир камней». Сколько здесь было разных камней! Нам очень много о них рассказали. Экскурсовод поведала нам, что на гербе Алтайского края изображена ваза из зелёной яшмы. Оказывается, это самая большая ваза в мире! Её называют Царицей Ваз. Её вес - 19 тонн. Вырезали вазу алтайские мастера из одиннадцатиметрового камня яшмы, найденного в 1815 году в Колывани. Сейчас она стоит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ещё мы узнали, что в Италии есть целый город, вырубленный в скале. А в Китае расположен Каменный лес, который состоит из сотен каменных столбов. Самый твёрдый кристалл – алмаз, а самый мягкий камень – тальк, пемза – единственный камень, плавающий в воде.
Камни также удивляют нас и своими удивительными качествами. С древних времён люди верили в их чудесную способность оберегать от несчастий и болезней, приносить удачу и богатство. Мы узнали, что у каждого знака Зодиака есть свой камень-талисман. А также нам рассказали в музее, что камни используются для магических действий. На них наносятся специальные символы – руны, с помощью которых предсказывают будущее.
Как используют камень
Ещё в древние времена, когда не было ничего, кроме камня, все предметы быта человек делал из камня. Огонь добывали так же при помощи камней. В наше время камень используют почти везде, так как он является самым хорошим материалом для строительства. С камнями работают люди разных профессий: геологи, скульпторы, камнерезы, ювелиры, строители. Им нужно многое знать и уметь, чтобы обрабатывать камни.
Камень применяют в строительстве разных конструкций: исторических памятников, домов, заборов, дорожек, каминов. Гигантские каменные пирамиды создали древние египтяне. Они хоронили в них своих фараонов. Камни удобны для того, чтобы сделать из них много красивых вещей – бусы, браслеты, салфетки, горшки для цветов. Ещё на больших ровных камнях можно рисовать, рисунки получаются оригинальными и необычными!
Создание своей книги
Мы так много всего узнали, что захотели создать свою книгу и рассказать обо всём, что увидели и услышали. Мы с мамой записали историю, нашли в интернете загадки, пословицы и поговорки о камнях, распечатали фотографии, украсили свою книгу рисунками и стразами. Книга получилась замечательная! Мы отнесли её в детский сад и показали ребятам нашей группы. Мы с ребятами и воспитателем с удовольствием прочитали мою историю и рассмотрели фотографии.
Выводы:
Мы изучили энциклопедии и выяснили, что камни – это кусочки гор, узнали, как они появились, с помощью опытов рассмотрели свойства камней. Мы сходили на экскурсию в музей «Мир камня», где нам рассказали об интересных фактах о камнях, как человек использует камни. Мы вырастили кристаллы дома и создали свою книгу, где описали всё новое, о чём узнали про камни. О своих впечатлениях мы поделились с ребятами нашей группы, всем очень понравился наш рассказ.
Список литературы:
1. Коллекция журналов DeAGOSTINI «Энергия камней», -М. 2014–2015 г. г.
2. Большая детская энциклопедия. Камни и минералы, ООО «Издательство», -М. 2016 г.
3. Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы. Изд. АСТ, -М. 2000 г.
4. Я познаю мир. Сокровища Земли. Изд. АСТ, -М. 2000 г. "
Призёрами мы не стали, но получили бесценный опыт участия в городском конкурсе, у Риты - незабываемые впечатления, она довольна энциклопедией, которую ей вручили вместе сертификатом участника.