Лучший педагог года

Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни» (1 фото)

Баянова Юлия Владимировна
Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»
▼ Скачать
+ Заказать документы

Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем и в муниципальном этапе краевого конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста "Юный исследователь".

Публикация «Методическая разработка исследовательского проекта „Необычное в обычном, Камни“» размещена в разделах

Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»

"Однажды наш воспитатель, Юлия Владимировна, прочитала нам несколько сказов Павла Петровича Бажова: «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка». Нам очень понравились сказки об уральских старателях, добывающих красивые камушки в рудниках. Мы заинтересовались камнями. Нам стало интересно, откуда они появились, давно ли? Почему они такие разные? Для чего нужны? Чем полезны? Мы поняли, что так мало о них знаем!

Целью нашей работы стало узнать историю появления камней на Земле, их свойства и польза для человека.

Для этого нам нужно было:

- рассмотреть энциклопедии о камнях;

- провести опыты с камнями и выяснить их свойства;

- узнать, где и как используются камни.

Мы предположили, что камни могут обладать необычными свойствами, которые могут быть полезны человеку.

Объект исследования : свойства камней и их значение в жизни человека.

Предмет исследования : камни.

Методы исследования : анализ литературы, сравнение, наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, экскурсия в музей.

В энциклопедии «Мир камней» мы нашли значение слова «камень». Оказывается камень – это кусочек горы или горной породы. Камню столько же лет, сколько Земле! Камушки различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях. Некоторые камни «родились» во время извержения вулканов из лавы, например, гранит. А другие камушки - из остатков древних растений и животных, например, янтарь. А есть и такие, которые растут много-много лет под землёй, постепенно переходя из жидкого состояния в твёрдое, кристаллизуясь. Их так и называют – кристаллы. Например, кристаллы горного хрусталя. А есть и такие камни, которые прилетели из космоса.

Мы решили рассмотреть камни поближе и провести несколько опытов.

Опыт №1 «Цвет, форма, размер»

Мы рассмотрели коллекцию камней и увидели, что они разного цвета: белые, чёрные, красноватые, зелёные, жёлтые. Ещё камни разного размера : большие, поменьше, совсем маленькие. Формой камни тоже отличаются : есть треугольные, округлые, овальные, плоские, с острыми углами.

Вывод: все камни отличаются размером, формой и цветом.

Опыт №2 «Поверхность камня на ощупь и через лупу»

Через лупу мы как следует рассмотрели разные камни. Оказывается, при близком рассмотрении камня через лупу на них видны крапинки, линии, узоры. А если его потрогать руками, то можно ощутить, что одни камни гладкие, а другие - шероховатые, с трещинками, ямочками.

Вывод: поверхность камня не однородная.

Опыт №3 «Прочность»

Чтобы проверить твёрдый камень или нет, воспользовались молоточком. Стукнули по камню, он остался прежней формы. Но такие камни, как уголёк или мел, легко расколются.

Вывод: прочность камня зависит от его происхождения. Есть камни очень прочные, например, гранит, а есть и хрупкие – мел, известняк, уголь.

Опыт №4 «Твёрдость»

Возьмём в одну руку пластилин, в другую камень и крепко сожмём. Что же произошло? Пластилин изменил свою форму, потому что он мягкий, а камешек нет, потому что он твёрдый и крепкий.

Вывод: камень твёрдый.

Опыт №5 «Прозрачность»

Мы взяли в руки лупу и рассмотрели яшму и горный хрусталь. Горный хрусталь прозрачный, а яшма – непрозрачная.

Вывод: горный хрусталь – это кристалл, поэтому он прозрачный, а яшма – минерал, поэтому она непрозрачная.

Опыт №6 «Температура камня»

Возьмём камень и долго подержим его в кулачке. Он согрелся и стал тёплым. А если вынести на холод, то он быстро остывает и становится очень холодным.

Вывод: камень может нагреваться от тепла и удерживать тепло. Но он так же быстро и остывает, если нет источника тепла.

Опыт №7 «Плавучесть»

Возьмём глубокую тарелку, нальём в неё воды и опустим в неё деталь деревянного конструктора. Она не утонула. Затем опускаем камень, он сразу утонул.

Вывод: деревянный брусок не утонул, потому что он лёгкий, а камень утонул, потому что он тяжёлый. Камень тяжелее дерева. А ещё от камня по воде пошли круги, и он изменил свой цвет, стал ярче. Вода делает цвет камня ярким.

Опыт №8 «Растворяемость»

Опустим в воду кристаллы каменной соли. Соль через некоторое время растворилась.

Вывод: некоторые кристаллы в воде растворяются.

Ещё мы прочитали в энциклопедии «Энергия камней», что люди научились выращивать искусственные кристаллы. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах. Мне захотелось самой попробовать вырастить кристалл. Мама купила в магазине специальный набор «Лучистые кристаллы». Следуя инструкции, мы вырастили красивые розовые кристаллы дома за два дня!

Экскурсия в музей

Мама увидела моё увлечение камнями и решила сводить меня в музей «Мир камней». Сколько здесь было разных камней! Нам очень много о них рассказали. Экскурсовод поведала нам, что на гербе Алтайского края изображена ваза из зелёной яшмы. Оказывается, это самая большая ваза в мире! Её называют Царицей Ваз. Её вес - 19 тонн. Вырезали вазу алтайские мастера из одиннадцатиметрового камня яшмы, найденного в 1815 году в Колывани. Сейчас она стоит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ещё мы узнали, что в Италии есть целый город, вырубленный в скале. А в Китае расположен Каменный лес, который состоит из сотен каменных столбов. Самый твёрдый кристалл – алмаз, а самый мягкий камень – тальк, пемза – единственный камень, плавающий в воде.

Камни также удивляют нас и своими удивительными качествами. С древних времён люди верили в их чудесную способность оберегать от несчастий и болезней, приносить удачу и богатство. Мы узнали, что у каждого знака Зодиака есть свой камень-талисман. А также нам рассказали в музее, что камни используются для магических действий. На них наносятся специальные символы – руны, с помощью которых предсказывают будущее.

Как используют камень

Ещё в древние времена, когда не было ничего, кроме камня, все предметы быта человек делал из камня. Огонь добывали так же при помощи камней. В наше время камень используют почти везде, так как он является самым хорошим материалом для строительства. С камнями работают люди разных профессий: геологи, скульпторы, камнерезы, ювелиры, строители. Им нужно многое знать и уметь, чтобы обрабатывать камни.

Камень применяют в строительстве разных конструкций: исторических памятников, домов, заборов, дорожек, каминов. Гигантские каменные пирамиды создали древние египтяне. Они хоронили в них своих фараонов. Камни удобны для того, чтобы сделать из них много красивых вещей – бусы, браслеты, салфетки, горшки для цветов. Ещё на больших ровных камнях можно рисовать, рисунки получаются оригинальными и необычными!

Создание своей книги

Мы так много всего узнали, что захотели создать свою книгу и рассказать обо всём, что увидели и услышали. Мы с мамой записали историю, нашли в интернете загадки, пословицы и поговорки о камнях, распечатали фотографии, украсили свою книгу рисунками и стразами. Книга получилась замечательная! Мы отнесли её в детский сад и показали ребятам нашей группы. Мы с ребятами и воспитателем с удовольствием прочитали мою историю и рассмотрели фотографии.

Выводы:

Мы изучили энциклопедии и выяснили, что камни – это кусочки гор, узнали, как они появились, с помощью опытов рассмотрели свойства камней. Мы сходили на экскурсию в музей «Мир камня», где нам рассказали об интересных фактах о камнях, как человек использует камни. Мы вырастили кристаллы дома и создали свою книгу, где описали всё новое, о чём узнали про камни. О своих впечатлениях мы поделились с ребятами нашей группы, всем очень понравился наш рассказ.

Список литературы:

1. Коллекция журналов DeAGOSTINI «Энергия камней», -М. 2014–2015 г. г.

2. Большая детская энциклопедия. Камни и минералы, ООО «Издательство», -М. 2016 г.

3. Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы. Изд. АСТ, -М. 2000 г.

4. Я познаю мир. Сокровища Земли. Изд. АСТ, -М. 2000 г. "

Призёрами мы не стали, но получили бесценный опыт участия в городском конкурсе, у Риты - незабываемые впечатления, она довольна энциклопедией, которую ей вручили вместе сертификатом участника.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Необычное в обычном». Рисование пеной для бритья«Необычное в обычном». Рисование пеной для бритья Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного образования, родителей. Назначение: данный рисунок,.

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Необычное в обычном. Нетрадиционные техники рисования» Цель: Содействовать повышению педагогической культуры родителей, через реализацию активных форм работы. Способствовать формированию представлений.

Мастер-класс «Волшебные превращения пуговицы или необычное в обычном» Мастер – класс «Волшебные превращения пуговицы или необычное в обычном». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С. МБДОУ «Центр развития ребенка.

Методическая разработка проекта «Сделаем планету чистой» ВидеоМетодическая разработка проекта «Сделаем планету чистой» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 Белоглинского района» «Эко –.

Методическая разработка проекта для детей 4–5 лет «Сказка в помощь» Методическая разработка: «Сказка в помощь» Актуальность: Сказки есть в каждом доме, из них дети черпают множество познаний: первые представления.

Методическая разработка проекта «Путешествие по Уфе» Что такое Родина?. Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей.

Методическая разработка экологического проекта в ясельной группе «Солнечный лучик» Методическая разработка по экологическому проекту в ясельной группе «Солнечный лучик» Участники проекта: Воспитатель, дети ясельной группы,.

Методическая разработка экологического проекта во второй группе раннего возраста «Грибы» Тип проекта: познавательно-игровой Актуальность Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей.

Методическая разработка проекта «Моя семья» Тип проекта: Информационно практико-ориентированный,групповой,открытый. Актуальность темы: В современных условиях семейные ценности теряют.

Методическая разработка проекта «Осеннее превращение» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Кущевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 17:24
+138Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»» (включая файлы) размещена пользователем Баянова Юлия Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД