Наталья Цветкова
Методическая разработка «Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает существенное место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Именно под воздействием музыки формируется художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Публикация «Методическая разработка „Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (ФГОС ДОО) ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: дать ребенку дошкольного возраста первоначальное образование в области музыкальной культуры [17].
Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.
Проблема формирования основ музыкальной культуры дошкольников рассмотрена в исследованиях М. Б. Зацепиной, А. И. Катинене, О. П. Радыновой, Д. Б. Кабалевским. Изучению процесса формирования отдельных компонентов музыкальной культуры дошкольников посвящены работы Н. А. Ветлугиной, И. В. Груздовой, К. В. Тарасовой, Н. А. Чичериной, А. В. Шумаковой, Л. А. Рапацкой, Ю. Б. Алиевым.
На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Музыкальная культура ребенка является частью их общей духовной культуры. Духовная культура ребенка формируется в условии реализации на практике задач культурологического типа (художественно-содержательные, художественно-аксиологические, художественно-аналитические, художественно-конструктивные) [16].
Одним из центральных положений этого раздела является вопрос о содержании самого понятия музыкальная культура применительно к условиям образовательной организации. Важен вопрос об особенностях формирования музыкальной культуры в практике музыкального образования и воспитания детей.
Философы, педагоги, музыканты-педагоги исследуют феномен культуры в контексте образования и воспитания (Л. А. Рапацкая, Л. Э. Шевчук, Л. Н. Смирнова, А. Н. Малюков, Е. Ю. Глазырина и др.).
Для выяснения круга столь серьезных проблем необходимо обратиться к философской категории культура. Исследование культуры как философского феномена показывает, что изучаемое понятие рассматривается в научной литературе на разных уровнях.
Существующая в философской литературе дифференциация содержания культуры послужила методологическим фундаментом в исследовании понятия музыкальная культура младших школьников общеобразовательных школ. В частности, Э. А. Орловой и Л. Н. Коганом выделены следующие содержательные уровни культуры : актуальный и специальный, обыденный и специальный.
Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.
Доктор педагогических наук Зацепина М. А. в статье «Воспитание художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста» указывает на то, что начинать художественно-эстетическое воспитание необходимо в самом раннем возрасте. Усвоение основ культурных знаний, убеждений, чувств, навыков, разных видов познавательной видов деятельности и норм поведения в обществе будут способствовать успешному формированию развитой личности ребенка [2].
Одной из основных сфер художественно-эстетического воспитания считается музыкальная сфера. Многие психологи и культурологи называют музыку таким видом искусства, который становится доступен для восприятия раньше остальных. «Для того чтобы нынешнее поколение имело возможность «присвоить» ценности музыкальной культуры, необходимо, чтобы они с раннего детства слышали образцы высокого музыкального искусства – музыкальную речь композиторов разных эпох, народную музыку и, подобно усвоению речи словесной, привыкали к ее интонациям, эмоционально реагировали на смену настроений, воспринимали как эталоны красоты.» - пишет профессор, доктор педагогических наук Радынова Ольга Петровна [16; с. 116].
«В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который должен освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума». Ученые, в процессе экспериментов и исследований доказали, что музыкальное мышление формируется у ребенка в младшем возрасте, ему способствуют движения, помогающие детям понять и ощутить художественный посыл и характер музыкальной композиции.
В процессе приобщения к музыкальной культуре дети познают эталон качества, происходит присвоение культурного опыта. Неоднократное восприятие различных произведений искусства способствует постепенному культурному ориентированию ребенка и помогает ему выявлять важные чувства, мысли, эмоции и переживания, это выражается в воссоздаваемых им художественных образах.
Исходя из этого, музыка является важнейшим драйвером культурного воспитания с самого раннего детства. Следовательно, формирование музыкальной культуры дошкольника является важнейшим этапом в художественно-эстетическом воспитании детей.
Оно подразумевает развитие:
специальных способностей – свойств личности, способствующих достижению результатов в определенной области;
базовых способностей – мышление, творчество, общение, чувства; • нравственно-эстетических ценностей;
личностных качеств (открытость к познанию нового, внимание к особому, критическое мышление).
Музыкальная культура дошкольника – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально- образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке и проявление эстетической и творческой активности [7].
О развитии музыкальной культуры ребенка ставились вопросы в многочисленных работах разных исследователей. Например, Дмитрий Борисович Кабалевский призывал педагогов воспитывать в детях художественную культуру как часть их духовной культуры. Его концепция указывает на то, что музыкальная культура формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма и итог проявления музыкальной культуры человека. Эта мысль прослеживается и в работах доктора философских наук Риммы Аркадьевны Тальчаровой. Она, анализируя такие факторы музыкальной культуры, как личность, творческий характер, способности к музыкальной деятельности, определяет музыкальную культуру ребенка через совокупность способностей, установок, знаний, умений и навыков [2].
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству оказывает влияние на формирование эстетического вкуса. Способствует становлению характера, норм поведения. Обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями. «Важно не «учить дошкольников музыке», а «идти с ребенком к музыке, доверительно взяв его ручку» - именно такой путь будет приятным и полезным, а сам процесс принесет радость от совместного творчества» – пишет кандидат педагогических наук Ирина Бодрова [58].
Особым фактором формирования основ музыкальной культуры дошкольника является среда, в которой он развивается: музыкальные традиции в семье и дошкольном образовательном учреждении. Основы музыкальной культуры формируются в раннем возрасте, становясь фундаментом для дальнейшего музыкального развития ребенка.
Радынова Ольга Петровна определяет эстетическое сознание как ядро музыкальной культуры дошкольника. Именно оно формируется во всех видах музыкальной деятельность, проявляется при овладении определенными знаниями, умениями и навыками. По её мнению, интеллектуальное развитие ребенка происходит в процессе формирования музыкального мышления [16].
Важным методом формирования музыкальной культуры является беседа с ребенком о музыке. В это время у ребенка формируется словарный запас, который помогает выражению эмоций и настроения. Это способствует дополнительному глубокому чувственному познанию музыки, более тонкому художественному пониманию музыкальных произведений. Музыка развивает его эмоциональную структуру личности и эмоциональную отзывчивость, что является важными музыкальными способностями.
Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста осуществляется посредством воспитания и обучения в процессе различной музыкальной деятельности :
1) слушание музыки,
2) пение,
3) музыкально-ритмическая деятельность,
4) игра на детских музыкальных инструментах,
5) музыкально-дидактические игры, 6) иная творческая деятельность [16].
В процессе слушания и исполнения музыкальных произведений, ребенок испытывает определенные эмоции, создаёт в своём сознании образы, воспринимает и осмысливает художественное содержание композиций. Всё это воздействует на то, какие в итоге чувства возникают у ребенка. На основе этого формируются и нравственные качества растущей личности При этом, наибольшее влияние на формирование музыкальной культуры дошкольника оказывает именно семья и бытовой музыкальный фон.
Музыка в повседневной жизни – важная форма организации музыкальной деятельности детей. Слушание музыкальных произведений, просмотр музыкальных фильмов, самостоятельное музицирование детей, упражнения и игры, утренняя гимнастика под музыку, развлечения, тематические вечера, беседы о музыке, посещение концертов и театров – всё это оказывает непосредственное влияние на музыкальную культуру ребенка [2].
Также, накоплению музыкальных впечатлений способствует случайно услышанные музыкальные произведения.
Большой силой воздействия на ребенка обладает музыка, звучащая в повседневной жизни. Отношение родителей к музыке непосредственно передается ребенку. Родителям необходимо объяснять детям значение той или иной музыкальной композиции, помогать различать стили звучащей музыки, исполнителей. Важно, чтобы звучащая музыка была разнообразной, чтобы у ребенка формировался широкий кругозор и критическое мышление (на уровне «нравится – не нравится», позже ребенок сможет осознанно делать выводы касательно слышимой им музыки.
Повседневная музыка формирует вкус у ребенка. Равнодушие родителей к музыке или увлечение только одним стилем препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.
В повседневной жизни ребенок осваивает наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Так, например, дети самостоятельно музицируют напевая знакомые им песни или играя на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Важно, чтобы в этом процессе взрослые участвовали осторожно, проявляя тактичность, помогая советом, но не сбивая ребенка с «творческого настроения».
Педагоги советуют прибегать к вспомогательным средствам воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин, смотреть фильмы. Важным фактором является участие родителей в музыкальной жизни ребенка в учреждении дошкольного образования: участие в утренниках, помощь в подготовке музыкальных номеров, костюмов и реквизита.
Музыкальная деятельность ребенка в повседневной жизни, семье и детских образовательных учреждениях способствует всестороннему творческому развитию. Различные виды деятельности взаимодополняют друг друга, что положительно сказывается на художественно-эстетическом воспитании.
Радынова Ольга Петровна разработала технологию развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста – «Музыкальные шедевры». Данная технология построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи [16].
Эксперименты, проведенные по методике Радыновой диагностируют проявление интереса к музыке в среднем у 93% детей. По результатам занятий дети способны определять настроение и характер музыки, сравнивать её с иллюстрациями, художественным словом, цветом. Дети знакомятся с творчеством великих композиторов: А. Вивальди, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта и других.
Кандидат педагогических наук Анцыпирович Ольга Николаевна определяет следующие критерии сформированности музыкальной культуры :
эмоциональная отзывчивость на музыку и интерес к музыкальному репертуару;
музыкально-языковая способность;
музыкально-ритмическое чувство;
музыкальный слух;
музыкальное мышление;
знания о музыкальных явлениях;
интерес к музыкальной деятельности;
результативность музыкальной деятельности [2].
Таким образом, формирование музыкальной культуры дошкольников начиная с самого раннего детства является непрерывным и важнейшим этапом развития общей культуры ребенка и его художественно-эстетического воспитания. При этом сформированная музыкальная культура – это целый комплекс явлений, определяющих уровень культурного воспитания человека Музыка, являясь основным драйвером и проводником искусства на ранних этапах становления личности дошкольника, влияет на развитие различных качеств и способностей индивида, на его эмоциональную структуру личности. Помимо этого, музыка является средством передачи этнокультурной информации, что способствует установке определенного мировоззрения.
Формирование музыкальной культуры дошкольника основывается как на базе специальных занятий в учреждениях дошкольного образования, так и на фоне музыкальных традиций в семье и музыкальном окружении ребенка. Следовательно, взрослым необходимо контролировать этот процесс и оказывать посильное участие, для положительного протекания процесса художественно-эстетического воспитания ребенка.
1.2 Особенности формирования и развития музыкальной культуры у детей раннего возраста
Музыкальное развитие ребенка представляет собой сложное, многосоставное явление, которое включает в себя различные компоненты, находящиеся в тесной взаимной связи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии и. т. д. Таким образом, очевидно сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.
По мнению Л. С. Выготского, основной движущей силой развития психики ребенка является взаимодействие ребенка с условиями его существования, с социальным окружением: с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения. Соглашаясь с мнением психолога, добавим в этот ряд мир художественной культуры, в частности музыкальной [4].
Музыкальная деятельность ребенка раннего возраста на прямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности. Так, согласно убеждениям Монтессори, важно создать определенную среду, которая содействовала бы саморазвитию ребенка, в том числе художественному.
Процесс приобретения ребенком жизненного, социального, музыкального опыта выявляет и развивает его специальные способности (на основе природных задатков); формирует музыкальные интересы; стимулирует возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости, стремление к активной творческой деятельности, оценочному отношению к музыкальным произведениям, а, следовательно, формируют музыкальную культуру личности ребенка. Эти и другие потенциальные возможности ребенка начинают совершенствоваться при наличии, как продуманной системы обучения, так и созданием необходимых условий – организованной основы развития ранней детской музыкальности.
Раннее музыкальное развитие ребёнка одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Данной теме посвящены работы Б. М. Теплова, В. Д. Остроменского, В. В. Медушевского, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Г. М. Цыпина, Д. К. Кирнарской, К. В. Тарасовой, А. В. Тороповой, С. И. Савшинского, Л. А. Москаленко, C. Seashore, J. Kries, P. Michel, E. Willеms, E. Szeghy и др. [8].
Многие авторы рекомендуют включать ребёнка с рождения в специально организованную активную музыкальную среду с постепенным её расширением через каждые три месяца, учитывая его индивидуальные особенности
В период новорождённости создавать музыкальную среду посредством индивидуально составленного списка музыкальных произведений, которые прослушивались женщиной в период беременности, опираясь на классические и народные умеренные и спокойные музыкальные композиции, и звуки природы [16].
Ребёнок 3-6 месяцев начинает экспериментировать с гласными звуками, делая попытки в их произношении. Поэтому рекомендуется уделять достаточно времени обмену звуками между взрослым с ребёнком. Исполняя младенцу несколько чистых коротких музыкальных звуков и одновременно устанавливая с ним зрительный контакт, можно научить его вторить родителям, подбирая звуки, которые приближались бы к исполняемым нотам. Приветствуется использование музыкального инструмента, который обладает фиксированным строем. Безусловно, возможны и другие инструменты при наличии у родителей музыкального образования [8].
Как сегодня известно, во время движения ребёнок развивается, поэтому движение мы рассматриваем как один из главных составляющих его раннего музыкального развития.
Для ритмичных движений рекомендуется использовать музыкальное сопровождение умеренного или умеренного скорого темпа
С 6 месяцев ребёнок уже начинает пробовать говорить слова, состоящие из одинаковых слогов, как «папа» и «мама». С этого момента рекомендуется усиленно начинать петь детские песни, а в качестве исходного материала можно использовать любые общеизвестные песни или мелодии, прибавляя бесконечные повторения одних и тех же простейших слов или слогов, для того чтобы ребёнок мог наблюдать как формируются подобные созвучия [13].
Примерно в 7-8 месяцев малыш начинает проявлять свои вокальные способности. При этом в издаваемых им звуках можно уловить кое-какие мелодичные элементы. Лучшим способом на данном этапе будет пение родителями фраз на мотив звуков, которые издает сам ребёнок.
С девятимесячного возраста до года рекомендуем активно заниматься систематическими музыкально-вокальными упражнениями. Дети на данном возрастном промежутке способны извлекать звуки из таких инструментов, как: колокольчики, бубен, бубенцы, барабаны разного звучания (большой и малый, металлофон, погремушки-маракасы, деревянные ложки, треугольник, пальчиковые тарелочки, пианино, дудочки и др. Игра на детских музыкальных инструментах развивает координацию обеих рук и мелкую моторику пальцев, что необходимо для полноценного и гармоничного развития ребёнка.
Музыка неизбежно вызывает у ребенка эмоциональную реакцию, которую малышу легче сформулировать невербально.
Кроме того, выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера ребенка. С. Л. Рубинштейн утверждал, что выразительное движение (или действия) не только выражает уже сформированное переживание малыша, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его [15].
При правильной организации музыкальной среды для ребенка положительно решается проблема накопления слуховых образов и вырабатывания слухового внимания. Ведь хорошо развитый и воспитанный в музыкальном выражении слух ускоряет приобретение необходимых музыкальных навыков. Е. Н. Алмазов подтверждает, что звуковые образы должны накапливаться в кладовой слуховой памяти еще до их использования встречи или пении. Что слух развивается не попутно или одновременно с голосом и развитие его должно идти всегда впереди. И чем раньше это начнет происходить, тем лучше Насыщение детского слухового пространства музыкальными звуками следует производить постепенно, при бережном отношении к нежному слуховому аппарату ребенка [3].
Активное вслушивание, «обследование» музыкальных явлений (Н. А. Ветлугина) ребенком становится намного эффективнее, если сопровождается явлением сопричастности, «заражения» эмоциями (А. В. Запорожец) близкого взрослого, с которым можно поделится впечатлениями [2].
На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку
Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.
Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности.
В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.
Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.
Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готовы к музыкально –творческим проявлениям как в пении, так и в играх – драматизациях.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции, весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Отдельным элементом методики формирования музыкальной культуры является прием «мимическое зеркало», исполнять который детям вместе с близкими им взрослыми им очень нравится. В нем происходит усвоение и закрепление малышом отдельных мимических выражений, с этого приема ребенок осваивает процесс самовосприятия.
Следующим шагом в развитии музыкальности с помощью невербального языка является использование пальчиковых игр. Это должны быть легко запоминающиеся маленькие этюды, направленные на развитие мелкой моторики, способствующие формированию эмоционально-чувственной сферы и раскрепощению ребенка [4]. Создание личного жестового словаря станет третьим шагом в освоении широкого спектра невербальных средств, помогающих заложить основы музыкальности.
Таким образом, перечисленные нами направления развития музыкальности не являются единственными. Таких направлений обучения ребенка раннего возраста может быть больше. Мы не рассмотрели возможности вокализации и интонирования и. т. д. Тем не менее ясно, что решающим фактором музыкального развития малыша становится организующая среда, воспитывающие условия которой способствует (или тормозят) процесс повышения уровня музыкальности.