Холоша Виктория Сергеевна
Применение песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Применение песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 105
Методическая разработка
«Применение песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС»
Учитель -дефектолог: Холоша Виктория Сергеевна
Категория учащихся: дошкольники с РАС
Липецк 2022
Аннотация
Публикация «Применение песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Песочная терапия — сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи и детям, и взрослым. Песок — загадочный материал, способный творить настоящие чудеса творчества, развития познавательных процессов, снятия эмоционального напряжения. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок нередко действует на детей как магнит.
Во время занятий песочной терапии, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок с РАС учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти и мышления. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, здоровой самоценности и успешной последующей социализации.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение. 3
2 Актуальность. 3
3 Цели и задачи методической разработки. 3
4 Планируемые результаты освоения Программы. 4
5 Основная часть. 4
6 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов. 8
7 Материально-техническое обеспечение Программы. 9
8 Заключение. 9
9 Список использованных источников. 10
10 Приложения. 11
1. Введение
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира детей с РАС. При работе с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребёнка. Большое внимание на занятиях с песком направленно на развитие коммуникативных навыков и двигательно-моторной координации. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребёнка с РАС к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.
2. Актуальность
Актуальность разработки обусловлена потребностью успешной социализации детей с РАС с нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Аутичным детям трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Главная проблема, с которой часто сталкиваются дети - это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. И эту проблему можно решать через творческие занятия по программе песочной терапии.
В методической разработке осуществляется комплексный подход к обучению основам по нетрадиционной технике рисование песком. Именно в системе дошкольного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями и позволяет обеспечить гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, которые позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка и способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, и памяти. Также способствует развитию и налаживанию коммуникации, положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей.
Адресность:
Данная методическая разработка может быть использована учителями-дефектологами, педагогами-психологами, воспитателями, тьюторами, работающими с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.
3. Цель методической разработки :
Формирование коммуникативных навыков с применением песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.
Задачи методической разработки :
1. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
2. Создать условия для снижения уровня тревожности и агрессии.
3. Создать условия для коррекции нежелательного поведения у детей с РАС с помощью песочной терапии и ABA -терапевтических приемов.
4. Формировать активный и пассивный словарь детей с РАС.
5. Формировать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности у детей с РАС.
4. Планируемые результаты освоения Программы.
1. Сформирован интерес к рисованию песком на световом столе.
2. Частично развиты навыки мелкой моторики, зрительной координации и межполушарного взаимодействия.
3. Развиты познавательные способности (внимание, образное мышление, творческое воображение).
4. Снижен уровень агрессии и тревожности у дошкольников.
5. Снижен уровень проявления нежелательного поведения у детей с РАС с помощью песочной терапии и ABA -терапевтических приемов.
6. Расширен словарный запас детей с РАС.
7. Частично сформированы коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности у детей с РАС.
5. Основная часть.
Аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками. Дети с расстройствами аутистического спектра все понимают, видят, слышат, переживают – просто воспринимает внешний мир со своей точки зрения.
Песочная терапия обладает огромным диагностическим и коррекционно-развивающим потенциалом, а рисование и игра с песком были признаны одним из важных средств воспитания и развития. Рисование песочных узоров очень увлекает детей с РАС и как следствие развивает усидчивость, помогает сконцентрировать внимание, расширяется кругозор, а также, как и любое рисование, заставляет смотреть на мир немного по-другому… как минимум более внимательно, вдумчиво. Картины из песка получаются у детей быстро и легко. И ошибки на таких картинах исправляются бесследно. Это дает ребенку веру в себя, уверенность в своих возможностях и силах, повышает самооценку.
Песочная терапия в работе с аутичными детьми.
Игры с песком позволяет ребенку с РАС выразить свои переживания и ощущения, «прожить» психотравмирующую ситуацию и, таким образом, освободиться от отрицательных эмоций. В процессе песочной терапии дети проходят 3 стадии: «хаоса», «борьбы» и «разрешения конфликта». На стадии «хаоса» ребенок беспорядочно взаимодействует с предметами и игрушками, часто перемешивает их с песком. Постепенно количество используемых фигурок уменьшается и в действиях появляется сюжет. Стадия «борьбы» связана с актуализацией негативных эмоций ребенка (гнева, обиды, тревоги) и перенесением их в пространство песка. На стадии «разрешения конфликта» создаваемые ребенком песочные картины становятся более упорядоченными и осмысленными, что является признаком снижения психической напряженности и изменения эмоционального состояния в благоприятную сторону.
Песочная терапия обладает большим образовательным и здоровьесберегающим потенциалом. Она может выступать в качестве ведущего метода психокоррекционного и психопрофилактического воздействия при наличии у ребенка различных форм отклоняющегося развития (аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития и т. д.).
Структура занятий
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Ознакомление с темой занятия (демонстрация песочницы и дополнительных материалов);
2 часть. Основная. Знакомство или закрепление правил игр с песком. Формулировка темы занятия. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие словаря, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков.
3 часть. Заключительная. Итог занятия, ритуал выхода.
Также занятия делятся на этапы:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной эмоциональности занятий. Общаться с аутичным ребенком нужно не негромким голосом, в некоторых случаях даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка с РАС, резких движений, громких звуков. Не следует обращаться к такому ребенку с прямыми вопросами, заставлять играть с песком. Нужно дать время на ознакомление и адаптацию ребёнка с новым для него местом. Перед нами стоит конкретная задача преодоления страха перед новым тактильным ощущением (песок) у ребенка с РАС, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. На первом этапе происходит знакомство с правилами игры с песком.
Второй этап – вовлечение детей с РАС в игры с песком и миниатюрными фигурками, закрепление правил игры с песком. На этом этапе происходит расширение активного и пассивного словаря. Перед педагогом стоит задача почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе работы в песочнице.
Третий этап - организация целенаправленного поведения ребенка с РАС. Дети с РАС учатся понимать себя и других людей. На данном этапе происходит формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, у ребенка формируется навык взаимодействия не только с педагогом, но и с другими детьми с РАС. Также формируется умение проявлять и контролировать свои чувства и эмоций.
Форма проведения занятий и их содержание определяются психологическими особенностями конкретного ребенка с РАС и задачами проводимой с ним работы.
Формы работы : индивидуальная и подгрупповая. Продолжительность занятия с детьми с РАС корректируется по возрастным и индивидуальным возможности ребёнка от 10 до 30 минут. Проводятся занятия:1- 2 раз в неделю.
Дети делятся на индивидуальную и подгрупповую форму работы в зависимости от навыков, которыми владеет ребёнок с РАС. С менее функциональными детьми проводиться индивидуальная работа, а более функциональные - формируются в подгруппы по 2-4 ребёнка.
Как индивидуальные, так и подгрупповые занятия проходят в сопровождении тьютора. На каждом этапе тьютор оказывает необходимый для ребёнка с РАС уровень помощи. Для детей с менее развитыми навыками тьютор оказывает полную физическая помощь (рука в руке) или частичную (направляя руку ребёнка, указательным жестом или давая визуальную подсказку). Для более функциональных детей тьютор оказываем минимум помощи лишь слегка подсказывая или побуждая ребёнка к тому или иному действию.
В процессе работы может использоваться различный материал: сухой, мокрый, кинетический и цветной песок.
В своей работе я использую такие техники и способы рисования:
1. Кулаком.
2. Ладонью.
3. Ребром большого пальца.
4. Щепотью.
5. Мизинцами.
6. Одновременное использование нескольких пальцев.
7. Симметрично двумя руками.
8. Отсечение лишнего.
9. Насыпать и пересыпать из кулачка в кулачок.
А также использую вспомогательные предметы: сито, формочки для пластилина, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков, шаблоны и трафареты, маленькие фигурки, художественные кисти, зубочистки и шпажки, камушки марблс, цепочки и многие другие предметы для создания всевозможных узоров.
Процесс песочной терапии может проходить в различных вариациях:
игра с песком в деревянной песочнице с сухим, мокрым или кинетическим песком;
взаимодействие с песком на световом столе;
занятия с цветным песком (изготовление песочной фрески, аппликации, картин из песка).
Принципы построения программы:
- учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- доступность;
- наглядность;
- научности;
- принцип единства диагностики и коррекции развития.
Подходы к построению программы:
- личностно – ориентированный;
- системно – деятельностный;
- индивидуальный подход.
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Диагностика детей по программе художественно – эстетической направленности для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) 5-7 (8) лет «Песочная сказка».
№ Список детей Критерии по работе с песком Итого/Баллы
Рисует на песочном планшете пальцем Использует в работе дополнительные атрибуты: широкие и узкие кисти, трубочки, счетные палочки и камушки Копирует на своем планшете готовые работы педагога на песке Умеет работать двумя
руками одновременно Выполняет простейшие упражнения с песком: выравнивает, пересыпает, перетирает между ладонями песок. Умеет работать в паре с детьми за одним столом Не мешает работать другим и не ломает их изображения на столе Проявляет аккуратность при выполнении работы за песочным столом
Система оценивания детей по программе «Песочная сказка»
0- Ребенок не выполняет задание
1- Ребенок выполняет задание с помощью педагога
2- Ребенок выполняет задание самостоятельно
Общее количество баллов:
От 0-6- низкий уровень
От 7-12- средний уровень
От 13-16- высокий уровень.
7. Материально-техническое обеспечение Программы.
1. Песочницы с кварцевым и кинетическим песком
2. Чистый, просеянный песок.
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.
- Лопатки
- Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
- Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
- Камешки
- Бусинки
- Пуговки
- Кисточки
- Набор мелкой посуды
- Палочки
- Веточки и пр.
8. Заключение.
Исходя из практики моей работы я наблюдаю, что использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно вырос интерес к занятиям, возросла познавательная и речевая активность у детей, нормализуется эмоциональный фон. Дети стали более активнее контактировать со сверстниками и педагогами, улучшилась координация рук и мелкая моторика, движения стали более уверенными и плавными. Расширился диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в песочной терапии, а также снизилась тревожность и агрессивность, уменьшилось количество и уровень нежелательного поведения.
Каждое занятие носит характер игровой деятельности для ребенка, эмоционально окрашено и привлекательно для ребенка. Вызывает у детей живой интерес и порождает радостное ожидание новых занятий.
9. Список использованных источников.
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
4. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
5. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
6. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр. СПб. : ООО
Издательство «Детство-пресс»; 2015.
7.https://www.ahtmekool.ee/images/pdf/liivateraapia.pdf
10. Приложения.
Картотека игр и упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий по песочной терапии :
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Насыпаем – пересыпаем».
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
4. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Коляка- маляка» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
5. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
6. Упражнение «Узоры на песке двумя руками
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т. д.
7. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
8. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
9. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
10. Игра «Песочные строители»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Оборудование: Ящик с песком, геометрические фигуры.
Ход игры:
Песочная фея : «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.