Шагалова Елена
Методическая разработка по экологическому развитию «Читаем, играем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
[i]«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатств[/i]ом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» В. Сухомлинский. В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л. А. Вержбицкого и С. П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «Методическая разработка по экологическому развитию „Читаем, играем, творим“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концептуальные основы методической разработки
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности
Актуальность создания методической разработке
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по
экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Программа воспитания и обучения в детском саду». К тому же, согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с библиотекой. Поэтому данная методическая разработка построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: краеведческий музей и библиотека.
Потребности ДОУ в методической разработке:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Нижегородского края;
2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3. Укрепление партнёрских отношений с районным краеведческим музеем;
Таким образом, актуальность разработки заключается в том, что она:
выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой
способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГОС ДО: блоки «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и в предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Проникновение в её тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления обязательного экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека. Методическая разработка «Читаем. Играем. Творим» направлена на формирование познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Читаем. Играем. Творим» - интегрированный курс для старших дошкольников, в котором рассматривается многообразие форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания через книгу, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление старших дошкольников.
Данный курс создаёт условия для формирования ценностного отношения старших дошкольников к жизни, к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Основной частью программы курса должно стать формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практического отношения к окружающей среде, к своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека.
Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы». (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2010 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель данной разработке: создание у старших дошкольников устойчивого интереса к природе, к художественной литературе русских писателей и поэтов, экологии родного края через книгу; создание гармоничного развития природы и важности её сохранения.
Задачи:
• формирование системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности; воспитание у детей бережного отношения к природе через чтение художественных произведений.
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Система занятий по методической разработке «Читаем. Играем. Творим» базируется на использовании разнообразных методов и совокупности приемов, форм деятельности:
• Выразительное чтение рассказывание;
• Беседа и обсуждение;
• Игры: дидактические, ролевые, словесные;
• Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
• Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций;
• Мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;
• Творческие задания литературного и изобразительного характера, направленные на познавательно-речевое развитие воспитанников.
Спецификой разработки «Читаем. Играем. Творим» является подход к выбору педагогических средств реализации содержания разработки, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу старшего дошкольника. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание разработки реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность разработки осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, художественно-эстетическое творческое развитие детей. Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание того, что открыто внутреннему взору, ребенок не всегда способен самостоятельно. Поэтому методическая разработка «Читаем. Играем. Творим» стремится с помощью системы вопросов «продвинуть» ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию произведения. Система вопросов органично вырастает из библиотечных занятий и помогает последовательно выделять ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы. Проблемы, идеи изложенного на занятиях. Таким образом, успех разработки зависит от умения вести диалог, делать самостоятельные выводы, умозаключения. Очень важно дать возможность на занятиях высказаться всем детям, важно услышать смысл в отдельных словах воспитанников, увидеть приближение к интересному ответу. С детьми следует говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить слова для комментирования ответов воспитанников. Библиотекарь и воспитатель выступают в роли ведущих занятия, осуществляют диалог с детьми, организуют и прогнозируют их деятельность. Средствами эффективного усвоения курса являются ролевые игры, творческие задания. Предлагаемая разработка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Курс составлен с учетом особенностей интеллектуального и физического развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Для реализации методической разработки используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. «От рождения до школы». (Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2015 г.)
2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. -сост. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 666 с.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Содержание разработки
В курс методической разработке входят: чтение художественных произведений, беседы о прочитанном произведении, беседы о природных явлениях; о животных, обитающих в лесах; о лесных и полевых растениях; о перелетных и зимующих птицах; о способах защиты редких животных и растений. Часть занятий отведена экологическим играм и викторинам, практическим занятиям.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ
(модель предполагаемого результата по учебным задачам)
Дети будут знать:
• Об экологических системах (лес, луг, водоём, город, поселок).
• О трёх стадиях развития живых организмов.
• О природно-климатических зонах Земли и Нижегородского края.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тайга).
• О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях родного края
• О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
• О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
• О Солнечной системе и её планетах.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
• О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
• С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
• Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
• Объяснять экологические зависимости.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.