Екатерина Килина
Методическая разработка проекта по экологическому воспитанию на тему «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Задачи проекта :
Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
Развивать представления о свойствах и состояниях воды;
Развивать навыки элементарного экспериментирования
Воспитывать бережное отношение к воде.
Участники проекта : Дети 5-6 лет и их родители.
Этапы проекта :
Подготовительный – 1-ая неделя июля 2015 г.
Основной – 2 – 3 неделя июля 2015 г.
Заключительный – 4-ая неделя июля 2015 г.
Публикация «Методическая разработка проекта по экологическому воспитанию на тему „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Предполагаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем). Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
На подготовительном этапе:
Диагностика. (см. презентацию)
Подбор оборудования для экспериментальной деятельности,
разработка картотеки игр с водой, (Приложение № 4)
пальчиковых игр природоведческого характера,
подбор детских литературных произведений, (Приложение № 3)
создание картотеки загадок о воде,
видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе.
Родительское собрание. Приложение № 2
На основном этапе:
беседы и наблюдения детей за водой,
опытно-экспериментальная совместная с педагогом деятельность по темам «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса» и «У воды нет запаха»,
опыты: вода не имеет форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, легкие предметы в воде не тонут, тяжелые опускаются на дно, вода нагревается и охлаждается, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые-не растворяются, (Приложение №1)
консультации для родителей «Памятка для детей и их родителей о поведении на воде», памятка «рекомендации родителям по организации поисково – исследовательской деятельности детей», Приложение № 5
пальчиковые игры,
чтение художественной литературы,Приложение №3
НОД (рисование, аппликация, познание, (Приложение №6)
рассматривание картин.
На заключительном этапе:
повторная диагностика, (см. презентацию)
оформление выставки «На дне морском…» Приложение № 3
Заключение
В ходе реализации проекта «Чудо-вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой
У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Введение.
Вода - вещество привычное и необычное. Известный советский ученый академик И. В. Петрянов свою научно - популярную книгу о воде назвал 'Самое необыкновенное вещество в мире'. А доктор биологических наук Б. Ф. Сергеев начал свою книгу 'Занимательная физиология' с главы о воде - 'Вещество, которое создало нашу планету'.
Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах. ВОДА - одно из главных богатств человечества на Земле.
Почти 75% поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. Но трудность в том, что подавляющая часть пресной воды на Земле находится в таком состоянии, которое делает её труднодоступной для человека.
Почти 70% пресных вод заключено в ледниковых покровах полярных стран и в горных ледниках, 30% - в водоносных слоях под землёй, а в руслах всех рек содержатся одновременно всего лишь крошечная часть пресных вод.
Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.
Примерно до конца XIX вода считалась бесплатным неистощимым даром природы. Её не хватало только в слабо-населенных районах пустынь. В XX веке взгляд на воду резко изменился. В результате быстрого роста населения земного шара и бурного развития промышленности проблема снабжения человечества чистой пресной водой стала чуть ли не мировой проблемой номер один. В настоящее время люди используют ежегодно около 3000 млрд. м3 воды, и эта цифра непрерывно быстро растёт.
Во многих густонаселённых промышленных районах чистой воды уже не хватает. Недостаток пресной воды на земном шаре можно восполнить различными путями : опреснять морскую воду, а также заменять ею, где это возможно в технике, пресную воду; очищать сточные воды до такой степени, чтобы их можно было спокойно спускать в водоёмы и водотоки, не боясь загрязнить, и использовать вторично; экономно расходовать пресную воду, создавая менее водоёмкую технологию производства, заменяя, где это можно, пресную воду высокого качества водой более низкого качества и т. д.
Приложение № 1
Экспериментирования с водой
Приложение № 2
Родительское собрание с использованием презентации по теме «ВОДА»
Приложение №3
Подборка художественной литературы
Совместная аппликация с детьми «Обитатели глубин»
Выставка рисунков «На дне морском»
Приложение №4
Создание картотеки игр с водой Создание картотеки загадок о воде
Проведение развлечения: «Праздник Нептуна»
\Приложение № 6
Конспект занятия «Круговорот воды в природе»
Цели:
• Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
• обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
Оборудование:
• глобус,
• рисунок-схема “Круговорот воды в природе” ,
• 12 стаканов с водой,
• цветные палочки,
• термос с горячей водой,
• 10 ч. ложек,
• 12 сахаринок,
• одеколон,
• зеркальце,
• тарелка со спичками,
• 10 стаканов,
• банка с водой.
Ход занятия
- Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её :
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
-А что такое глобус?
(Глобус- это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны….)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях,в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, по- этому. люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей)
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками. встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.
- Ребята, а какие вы знаете свойства воды?
- Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.
Опыт 1. Вода -жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.
Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать,почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса
Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.
Вывод: У воды нет вкуса,но вода может приобретать вкусы других веществ.
Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.
Опыт 6. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Опыт 7. Спичечные бега.
В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?
Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.
Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?
(- Нет)
- Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоё мах : реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.
Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, водунужно беречь и беречь природу на нашей планете!
(Чтение стихотворений детьми)
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Список литературы
- Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях) : для воспитателей детских садов и музыкальных руководителе[текст] :/ й / - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 159 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог : программа экологического воспитания в детском сад. .[текст] : / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог : система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет. [текст] : / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 145 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог : система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. [текст] : / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 166, [2] с., 4 л. цв. ил. : ил ; 21 см. - (Экологическое воспитание в детском саду).
Содержание:
Введение…3
Проектная деятельность…5
Приложение №1…7
Приложение №2…
Приложение №3