Елена Габдрахманова
Методическая разработка обобщение опыта работы. «Играем и танцуем вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка обобщение опыта работы.
«Играем и танцуем вместе с мамой»
Проблема взаимосвязи музыки и движения была и остается в центре внимания и исследований специалистов разных областей знаний – музыкантов, педагогов, психологов, балетмейстеров и др.
Публикация «Методическая разработка обобщение опыта работы, „Играем и танцуем вместе с мамой“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Танцы для мамы на 8 марта и День Матери к утренникам
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Приобщение ребенка к движению под музыку восходит к глубокой древности. Так, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях (в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, в мыслях и поступках). В античных традициях музыка почти не практиковалась как автономное искусство, а музыкальное развитие человека было сопряжено с необходимостью его приобщения ко всем «мусическим искусствам» - к танцу, поэзии, и музыке. Платон высказал это мировоззрение в таких словах: «Не умеющий водить хоровод не может считаться по – настоящему воспитанным». Здесь хоровод – олицетворение содружества всех мусических искусств. В широком смысле термин мусике употреблялся для обозначения общей культуры человека.
Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькоз положил в основу системы музыкально – ритмического воспитания детей идеи античных философов о синтезе музыки и движения. Он видел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкальных и общих способностей (музыкального слуха, чувство ритма, музыкально – слуховых представлений, памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения и т. д.).
Идеи Э. Ж. Далькоза были с энтузиазмом восприняты в России, когда педагог приезжал для показательных открытых уроков в начале ХХ века
В разработке системы ритмики для детей дошкольного возраста у нас в стране принимали участие педагоги В. А. Шацкая, Н. Г. Александрова, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлова, Е. В. Конорова, А. Н. Зимина, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, А. И. Буренина, Л. С. Кустова и др.
Синтез музыки и движения в музыкальном и общем развитии ребенка в различное время и у разных авторов формулировался по разному. У нас в стране в разное время пользовались такими терминами, как «ритмические движения», «музыкально – двигательное воспитание», «движение под музыку», «музыкально – ритмические движения» Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, «пластическое интонирование» - Т. Е. Вендрова, «ритмическая пластика» А. И. Буренина.
В мировой практике музыкального образования пользуются термином «ритмика».
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Цель ритмики в работе с дошкольниками состоит в формировании и развитии у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений.
Дети раннего возраста активно реагируют на музыку независимо от темперамента и характера. Можно сказать, что любой ребенок раннего возраста любит музыку и с помощью музыки активно самовыражается. Однако в силу своих анатомо – физиологиеских особенностей (короткие ноги, короткие руки, короткое туловище, большая голова, недостаточной активности протекания нервных процессов дети этого возраста еще не обладают разнообразием и объемом музыкально – ритмических движений. Малыши плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются во взаимодействие друг с другом, координация их движений еще недостаточно развита. Двигательные реакции на музыку у детей раннего возраста носят, как правило, игровой характер.
Современной педагогической технологии музыкального воспитания и развития детей раннего возраста подчеркивается важность роли игры на раннем этапе музыкального развития ребенка. Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку в элементарной исполнительской деятельности. И здесь очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой.
В движениях и сюжетных играх под музыку дети становятся более активными, подражают отдельным интонациям мелодии, повторяют простейшие слова, улучшается координация движений, развивается умение ориентироваться в пространстве, приобретаются и совершенствуются коммуникативные качества. Во время игры дети обогащаются новыми музыкальными впечатлениями.
А эмоциональные впечатления, переживания которые зарождаются у ребенка в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.
Для выполнения этой важной работы с детьми раннего возраста очень важно тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и конечно же родителей. Что бы музыка стала содержанием и средством общения воспитателя и ребенка, родителей и ребенка в естественной обстановке группы и дома, а не только в музыкальном зале. Ведь малыш развивается каждодневно.
Во время ОД «Музыка» ребенок слушает «чистое» вокальное исполнение музыкального руководителя. А дома роль поющего исполняют родители, а в группе воспитатель, и как быть, если воспитатель или родители малыша исполняют мелодию фальшиво? Вот тут приходит на помощь музыкальный материал в сопровождении голоса. Воспитатель в группе может больше уделить внимания отдельным детям, не отвлекаясь на произношение текста организовывать детей. Дома родители также играют с ребенком. Но если воспитатель знакомится с движениями по тексту во время ОД «Музыка», то у родителей могут возникнуть некоторые сложности.
Для реализации этих задач можно использовать такую форму работы с родителями и детьми, как «Родительский клуб». Родители на заседаниях клуба учатся тому, как можно и нужно взаимодействовать с малышом на утреннике. Разучивают музыкально – ритмические упражнения, игры – забавы, танцы, затем этот материал включается в программу тематических развлечений «Кукла Катя», «Зайка - попрыгайка», «Ах, какие кубики», «Мы умеем танцевать» и т. д. развлечение проводится на основе одной игры, одного танца. По времени занимает 15 минут. Во время таких досугов с родителями решаются очень важные задачи: адаптация ребенка к коллективу детей в детском саду, помощь семье в освоении художественных средств воспитания ребенка и т. д.
И тогда во главе угла праздника будет не показ детей, не демонстрация успехов воспитателей, а общий праздник, на котором детям спокойно и комфортно, потому что они:
вместе с родителями сидят,
вместе поют и танцуют,
вместе играют.